Теория государства и права

Теория

94. Деформация правосознания: причины и виды

Правовой идеализм — это форма правосознания, выражающаяся в переоценке возможностей прав и возможностей их осуществления.

Основные формы проявления:

1) нереалистическое отношение к праву;

2) абстрактное, оторванное от жизни восприятие права;

3) неоправданная вера населения в законы, которые смогут быстро изменить их жизнь;

4) восприятие права в буквальном смысле как регулятора общественных отношений;

5) игнорирование существования в реальной действительности иных, кроме права, регуляторов общественных отношений;

6) идеалистическое отношение законодательных органов к праву, которое может выражаться в форме:
а) игнорирования реальной действительности при разработке и принятии нормативных актов;
б) непродуманности механизма по реализации нормативного акта;
в) недостаточного понимания связи, существующей между интересами населения и нормативным актом;
г) слепая вера в разрешение актуальных жизненных проблем посредством принятия нормативного акта и т. д.;

7) понимание государственными органами власти и должностными лицами возможностей нормативного акта и пределов правового воздействия, которые не соответствуют реальной обстановки;

8) акцентирование внимания только на формальной стороне права и т. д.

Причины распространения:

1) особенности в историческом развитии государства;

2) историческое могущество государства во всех сферах общественной жизни, а вследствие этого подчинение права государству;

3) недостаточное количество правовых норм, которое продолжалось на протяжении нескольких десятилетий и даже столетий;

4) ориентирование на западные правовые государства, их идеализация, а также заимствование их норм и традиций;

5) наличие неразвитого и искаженного правового сознания;

6) недостаток в развитии политической и правовой культуры;

7) юридическая неграмотность и т. д.

Основные направления по осуществлению борьбы с правовым идеализмом:

1) укрепление в государстве режима законности и правопорядка;

2) гарантирование предоставления населению государства провозглашенных прав и свобод человека и гражданина;

3) повышение качества нормативных актов и их сокращение;

4) учет законодателем при принятии им нормативных актов реальной действительности и близости к жизни населения;

5) создание и развитие механизма по реализации нормативного акта, который будет отвечать требованиям надежности и продуманности;

6) осуществление правового воспитания;

7) приведение и приближение норм права и целой юридической науки к реальности и действительности и т. д.
Правовой инфантилизм выражается в несформированности и пробельности правосознания. Он является показателем недостаточной правовой социализации индивида, т. е. неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образцов поведения в правовой сфере.

Обычно инфантилизм рассматривается на уровне незнания права, что представляется неверным. Инфантильное правосознание может иметь различную степень дефектности — от незначительных пробелов в правовых знаниях и оценках до полной несформированности всех трех уровней (знания, оценки, установки) его функционирования.

Правовой инфантилизм представляет собой достаточно известную и традиционную

Правовой инфантилизм — это наиболее мягкая форма искажения правового сознания, характеризующаяся всеми признаками деформированного правосознания и заключающаяся в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений. В наши дни правовой инфантилизм является наиболее распространенной формой деформации правового сознания. Правовой инфантилизм, проявляется в несформированности правового сознания, которое появляется когда конкретный индивид или группа лиц не получили достаточных знаний о правовой действительности.

Грубо говоря, для того чтобы четко понять, являешься ли ты носителем правового инфантилизма, достаточно задать себе вопрос: «Обладаю ли я правовыми знаниями, которых будет достаточно для защиты моих прав и интересов?» Такая несформированность затрагивает прежде всего нормативный элемент правового сознания то есть правовую идеологию. Однако стоит заметить, что данная проблема затрагивает также аспекты правовой психологии, которая предполагает индивидом или группой лиц корректную оценку фактов и явлений выражающихся в чувствах, навыках и привычках. Большое значение в формировании правосознания имеет состояние мировоззрения и социальная позиция конкретной личности. Как отмечают В. М. Баранов и В. К. Бабаев: «пробел правосознания — это особая разновидность его дефектности, возникшая либо на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности, либо на основе забывания таких знаний».

Пробел в правосознании может вполне являться причиной к негативному отношению как к закону так и к правовым ценностям. Хотя подобное негативное отношение может быть нейтрализовано появлением аналогичной моральной нормы.

Таким образом, правовой инфантилизм:

это первая и наименее опасная стадия деформации правосознания. Лицо либо не знает о существовании определенных уголовно-правовых норм и полагает, что данный случай безразличен для уголовного права, либо искаженно представляет себе содержание этих норм, пределы их исполнения и практику применения, либо не умеет учитывать их требования в конкретной ситуации, имеющей правовое значение;

это достаточно серьезная предпосылка дальнейшей деформации правосознания, возникновения общего неуважения к уголовному праву и деятельности правоохранительных органов правового нигилизма.

Деформация профессионального сознании. Деятельность юристов, а именно тех, которые осуществляют правопри¬менительную деятельность, носит государственно-властный характер, и последствия деформации их правосознания бывают особенно тяжелыми

Деформация профессионального правосознания юри¬стов представляет собой искажение всех или нескольких элементов структу¬ры правосознания, вызывающая негативные изменения, которые находят свое отражение в различных аспектах профессиональной деятельности, а также в личности юриста.

Деформация системы ценностей прямо ведет к деформации профес¬сионального правосознания юристов и в конечном результате, способствует развитию антиобщественного поведения.

Ценностные ориентации — один из существенных элементов структуры личности юриста. Это своего рода стержень правового сознания, вокруг ко¬торого группируются помыслы и чувства человека и который обуславливает многие решения в конкретных жизненных ситуациях.

Вакуум в системе ценностей неизбежно заполняется представлениями с противоположным знаком: если не ценится личность, значит в данной систе¬ме ориентаций главенствующая роль принадлежит эгоистическим интересам или узкогрупповым понятиям. Если представления лично¬сти юриста о справедливости сводятся к личной выгоде, независимо от спо¬собов ее достижения, то такая система ценностей становится источником ко¬рыстных, карьеристских мотивов и стремлений.

Система ценностей тесно взаимосвязана с другими компонентами структуры правосознания, прежде всего, с правовым мировоззрением. Соот¬ветственно деформации системы ценностей ведут к деформациям правового мировоззрения.

Основу деформированного мировоззрения составляют искаженные установки, оценки, чувства. Юрист, обладающий деформированным мировоз¬зрением, перестает видеть личностный смысл своей деятельности, превраща¬ет в самоцель формальные показатели работы.

Деформированное мировоззрение юристов характеризуется нигилисти¬ческой направленностью правовых взглядов, убеждений, знаний, представ¬лений, отрицающих идеи законности, справедливости. Взаимодействие ис¬каженного правового мировоззрения с последующими элементами структуры правосознания, например, с правовыми чувствами, установками, способствует их деформации.

Потребности человека отражают объективную зависимость его от внешнего мира и определяются ценностями. Осознанные потребности вы¬ступают как интерес. Содержательной стороной правовой установки явля¬ются ценностные ориентации личности юриста.

Правовая установка активным образом воздействует на общую структуру профессионального правосознания юриста. Будучи деформированным компонентом структуры профессионального правосознания, она выступает в качестве элемента, побуждающего юриста игнорировать требования законов и подзаконных актов, допускать произвол, нарушать права и интересы субъ¬ектов, имеющих отношение к юридической деятельности. Взаимодействие деформированной правовой установки с последующими элементами структуры профессионального правосознания способствует их деформации.
Правовое знание юристов является одной из составных частей профессионального правосознания, начальная и самая примитивная его форма, вы¬ражающая познавательно-рациональное проникновение соответствующих субъектов в сущность правовой материи.

По справедливому утверждению Н. Л. Гранат, процесс негативных изменений в сфере правовых знаний юристов состоит, с одной стороны, в фор¬мировании завышенной самооценки, с другой — в образовании «штампов», стереотипов, которые являются источником интеллектуальных, психологиче¬ских «барьеров» при работе в нетипичных ситуациях. Под психологическим «барьером» принято понимать неадекватную мыслительную модель проблемной ситуации. Если для достижения цели приходится преодолевать препятствия, относящиеся преимущественно к зна¬ниям, идеям, представлениям, понятиям, то говорят об интеллектуальных «барьерах».

Длительное осуществление профессиональной деятельности, сопряженное с постоянно проявляющимися фактами, отрицательно воздействую¬щими на психику юриста при отсутствии иммунитета и эффективной про¬филактики, приводят к нежелательным изменениям в сознании и личности работника. В области социальной деятельности, среди общих качеств, негативно¬му влиянию подвергнутся такие качества, как патриотизм, гуманность, честность, принципиальность. Среди социальных качеств под негативным влия¬нием деформации окажутся стремление к истине, справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика. Разрушения в коммуникатив¬ной деятельности будут сопряжены с подавлением, прежде всего, такого ка¬чества, как чуткость.

В целом, в личности юриста под влиянием указанных процессов происходит появление таких негативных качеств, как устойчивая подозрительность, предвзятость, высокомерие, душевная черствость, гру¬бость, психологическая инерция, снижение самокритичности, повышенная вера в собственный опыт.