Теория государства и права

Теория

84. Религиозная правовая система. Мусульманская правовая система

Здесь право рассматривается как часть шариата религиозных предписаний мусульман. Право дано людям самим Аллахом через его пророка Мухамеда. Это обуславливает ряд особенностей мусульманского права. Оно регулирует те сферы, которые для европейского юриста находятся за пределами правового регулирования.

В большой части нормы права имеют обязывающий характер и, как следствие, характеризуются императивным воздействием на общественные отношения.

Своеобразными являются источники мусульманского права. Основной источник — Коран, священная книга мусульман. Далее, идет сунна — жизнеописания пророка Мухаммеда. Третий источник, иджма — общее решение мусульманской общины, религиозный и правовой ав¬торитет которого основан на сунне. Четвертый источник, кийяс — это суждение по аналогии, когда в сходных случаях применяются нормы, зафиксированные в Коране, сунне или иджме.

Особое место среди источников мусульманского права занимает правовая доктрина. Можно сказать, что само это право сформировали исламские правоведы, на протяжении VII–X вв. создавшие обширную систему религиозно-юридических комментариев и сборников фетв, в которых толковались положения Корана и сунны.

Возрастающие темпы общественного развития, влияние европейского права приводят к увеличению удельного веса в системе источников нормативно-правовых актов. Во многих мусульманских странах были созданы кодексы европейского типа. В разных странах более или менее четко прослеживается отраслевая структура права.