Теория государства и права

Теория

85. Система индусского права

Индусское право характеризуется тесной связью с религией и традициями народов, исповедующих индуизм. Как и в случае с мусульман¬ским правом индусское право является составной частью религиозных представлений людей.

Индусское право не является правом страны, это право общины, исповедующей индуизм в Индии, Бирме, Пакистане, Ма¬лайзии, Сингапуре, Танзании, Уганде, Кении и др.
Индуизм это сложнейшая система религиозных, социальных, философских взглядов.

Основой индуизма является кастовое деление общества. Все общество делится на четыре касты, каждая из которых занимает свое место в социальной иерархии, свою систему прав и обязанностей. Первая каста — брахманы (священнослужители), затем — кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Помимо каст выделялись еще неприкасаемые, это своего рода изгои общества, со¬циальное назначение которых — наиболее тяжелая и грязная работа. Переход из одной касты в другую возможен только после смерти — в следующей жизни.

Древнейшим источником права в индусской правовой системе являются веды — сборники религиозных песен, молитв, гимнов, созданные во втором тысячелетии до нашей эры. Важными источниками права явля¬ются также дхармашастры — своды правил поведения, авторство кото¬рых приписывают знаменитым ученым. Следующим источником права являются комментарии дхармашастр в различных сборниках.

Община сама выбирает дхармашастры и сборники ее комментариев. Кроме того, в качестве источника права очень широко используются обы¬чаи. В силу этого некоторые авторы относят индусское право к традиционным (обычным) правовым системам. Однако, это не совсем так. Масса правовых норм содержаться в обычаях, но господствует все же религиоз¬ная доктрина и, в основном, в соответствии с ней толкуются обычаи.

Будучи религиозно-традиционной правовой системой индусское право состоит, главным образом, из обязывающих норм, идея прав человека ему не знакома.

Судебные решение и нормативные предписания светских правите¬лей не считаются обязательными источниками право, но, с другой стороны индусское право требует повиновения приказам властей.

Господство англичан оказало существенное влияние на традиционные правовые институты. Отношения собственности, обязательствен¬ные отношения постепенно оказались под регулирующим воздействи¬ем общего права, но наследственное и семейное право не претерпели существенных изменений. Следует отметить, что хотя количество су¬дебных прецедентов постоянно увеличивалось, прецедент не стал тра¬дицией индусского права.

После провозглашения независимости в 1947 году наступление на индусское право пошло еще более интенсивно. В 1950 году была при¬нята Конституция, которая отменила кастовое деление и основанное на нем неравенство. Далее, в течении нескольких лет в сфере семейного и наследственного права были приняты кодексы, которые существенно изменили правовой статус семьи и его различных членов: Закон о несо¬вершеннолетних и опеке (1953 г.), Закон о браке (1955 г.), Закон о на¬следовании (1956 г.), Закон об усыновлении и выплате средств на со¬держание членов семьи (1956 г.) и др.

Но индусское право сохраняет свое важное значение. Этому имеются несколько причин. Сама Конституция закрепляет право религиоз¬ных направлений осуществлять руководство в религиозных- вопросах, основывать и содержать заведения религиозных или благотворитель¬ных целях. Л это означает, что каста может налагать наказания на своих членов за нарушения религиозных предписаний. Но главная причины устойчивости индусского права — это природа индуизма и консерватизм мышления его носителей. Огромные массы сельского населения просто не исполняют принятые законы, продолжая руководствоваться ре¬лигиозными правилами и обычаями.