37. Основные концепции правопонимания: естественно-правовая, историческая, позитивистская, социологическая, психологическая, нормативистская
А) Естественно-правовая теория (Платон, Аристотель, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо). Она исходит из разделения права на позитивное, воле установленное, сформулированное государством в нормативных актах, и на естественное, которое рождается из иных источников (божественной воли; разумной природы человека). Позитивное право производно от естественного и в идеале должно ему соответствовать. При противоречии между ними приоритет дол¬жен отдаваться естественному праву.
Положительные стороны теории:
—соединяет право и нравственность;
—ограничивает произвол государства в правотворчестве;
—провозглашает идею неотъемлемых прав человека.
К отрицательным моментам данной теории следует отнести нали¬чие неопределенности и субъективизма в вопросе о том, что является естественным, правовым.
2) Позитивистская теория (Дж. Остин, К. Бергбом, Г. Шершеневич). Право — это установленные государством общеобязательные правила поведения, которые закрепляются в форме различных официальных источников (нормативно-правовых актов, судебных прецедентов, нор¬мативных договоров и т. д.). Другого права в обществе нет, не существу¬ет никакого естественного права.
Главная задача юридической науки в том, чтобы систематизировать нормы, установленные государством, правильно их толковать, разра¬батывать приемы юридической техники.
Достоинством данного подхода является:
—четкость в определении того, что такое право;
—возможность детального изучения и совершенствования право¬вой материи.
Отрицательные моменты:
—оторванность от нравственности;
—возможность государственного правотворческого произвола.
В зависимости от того, что считали основой права — норму, право¬отношение или правосознание, — были разработаны нормативистская, социологическая и психологическая теории.
1) Нормативистская теория (Г. Кельзен). В соответствии с ней пра¬во — это совокупность норм, содержащихся в официальных письменных документах особой формы, в основном нормативных актах. Право пред¬ставляет собой систему норм, образующих пирамиду, на вершине кото¬рой находится некая главная норма.
Каждый нижестоящий уровень норм черпает юридическую силу из норм вышестоящих. Нормы права издаются государством и обеспечиваются его принудительной силой.
В то же время государство само представляется как некий правопо¬рядок, зафиксированный в нормах права и занимающий свое место в правовой пирамиде. В этой части Кельзен выступает как идеолог пра¬вового государства.
Нормы права регулируют важнейшие общественные отношения. Они рассматриваются в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества и т. д. Очевидна близость данной теории с позити¬вистской концепцией.
2) Социологическая теория (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих). Она исходит из того, что установленные государством нормы — это общий план, проект для реальной деятельности людей, а настоящее право, которое и должна изучать юридическая наука, содержится в системе общественных отношений в виде различных сделок, догово¬ров, завещаний, решений судов по конкретным делам. Этот создавае¬мый в реальном мире правопорядок и есть право.
3) Психологическая теория (Л. Петражицкий). Право Петражицкий рассматривал как явление человеческой психики. Правовые эмо¬ции человека носят императивно-атрибутивный характер, что в отли¬чие от императивного характера морали обеспечивает выполнение пра¬вовых предписаний. Для права характерно как чувство долга, обязан¬ности (императивность) у обязанной стороны, так и наличия чувства своего права у стороны управомоченной (атрибутивность).