Римское право

Теория

2. Система римского частного права. Дуализм частного права

Термин «право» (ius) употребляется в объективном и в субъективном смысле. В объективном смысле право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения. Субъективное право — это мера возможного поведения лица, гарантированная законом. В настоящем параграфе рассматривается объективное право.

Римское частное право было неоднородным, оно складывалось из нескольких правовых систем, которые возникли в разное время и действовали параллельно. В источниках упоминаются такие системы частного права, как цивильное право, право народов, преторское право, а также естественное право.

Древнейшая система — цивильное право (ius civile populi Romani) — носила узконациональный характер и в древнейший период отличалась крайним консерватизмом. В архаический период римский народ жил согласно обычаям предков, существовали светские и религиозные обычаи. После появления писаного права источниками цивильного права, помимо обычаев, являлись Законы ХII таблиц, сенатусконсульты (со II века н. э.), императорские конституции, а также ответы по правовым вопросам (interpretatio iuris) римских юристов.

Субъектами цивильного права, за некоторыми исключениями, признавались только римские граждане. Эта правовая система имела высшую юридическую силу, поскольку цивильное право в республиканский период исходило непосрдственно от народа. Цивильное право формально стояло над преторским.

В древнейшем цивильном праве главным источником обязательств был не договор, а деликт. Например, до признания цивильным правом таких контрактов как ссуда и хранение, отказ хранителя или ссудополучателя вернуть вещь ее собственнику рассматривался как деликт, а ссудодатель и поклажедатель защищались преторскими исками. Цивильные сделки заключались в устной форме с соблюдением торжественных ритуалов в присутствии свидетелей (например, манципация, стипуляция). Формализм цивильного права — это такой порядок оценки юридических актов, при котором значение приобретает лишь форма акта: если она соблюдена, то юридический акт имеет силу. Но со временем также получают признание отношения, которые основаны на взаимном доверии сторон (fiducia) в обход законной формы.

Изначально иностранцы (перегрины) не признавались в Древнем Риме субъектами права. Для того чтобы совершать сделки они должны были выбирать патрона из числа римских граждан. Но постепенно появляется необходимость в законодательном регулировании отношений с лицами, не имевшими римского гражданства. Лица, не имевшие римского гражданства, не признавались субъектами ius civile, поэтому городской претор не мог разрешать дела с их участием и применять к таким отношениям нормы цивильного права. Для рассмотрения споров с участием иностранцев потребовалось учредить должность претора по делам перегринов (242 г. до н. э.).

Право народов (ius gentium) — это правовые институты, доступные иностранцам. Оно такое же древнее, как и цивильное, однако процесс взаимопроникновения этих правовых систем начался позднее. Нормы права народов заимствованы из торговых обычаев и практики.

Со временем право народов стал применять и городской претор, благодаря чему оно постепенно превращается в право, общее для римлян и иностранцев. В итоге право народов становится частью цивильного права. Право народов заимствовало, в частности, из цивильного права постановления о деликтах, и наоборот, цивильные иски применялись к перегринам посредством фикции — судье предлагалось рассматривать дело так, как-будто иностранец являлся римским гражданином.

Сами римляне не проводили четкой границы между цивильным правом и правом народов. В Дигестах и Институциях содержатся различные указания относительно источников цивильного права. Так, Помпоний пишет, что «цивильное право состоит лишь в толковании опытными юристами без записи» (D.1.2.2. § 12). Гай же утверждал, что «цивильное право состоит из законов, решений плебеев, сенатусконсультов, указов императора, эдиктов магистратов, и из ответов юристов» (Инст. Гая. 1.2). Такое же определение давал и Папиниан (D.1.1.7).

Помимо цивильного права и права народов в источниках упоминается естественное право (ius naturale). Естественное право не представляет собой систему правовых норм, в отличие от цивильного права и права народов, это категория, возникшая под влиянием греческой философии, которая, безусловно, оказала влияние на развитие римской юриспруденции. Представление о существовании естественного права способствовало приспособлению существующих норм к новым условиям, позволило сформировать некоторые правовые принципы, основанные на справедливости. Можно привести следующий пример: не только Древний Рим являлся рабовладельческим государством, рабство существовало повсеместно, поэтому римские юристы считали его институтом права народов. Вместе с тем они утверждали, что по естественному праву все люди рождаются свободными. Со временем появились законы, ограничившие беспредельную власть господ над рабами, а также сформировался принцип «favor libertatis», согласно которому сомнения о статусе лица — является оно свободным или рабом — толкуются в пользу свободы.

Русский цивилист В. М. Хвостов указывал, что «главная заслуга учения о ius naturale для римской юриспруденции заключается в том, что оно помогло юристам усвоить себе представления о праве, как о целом, проникнутом общими принципами и поддержало в них стремление приводить нормы права в научную систему». Действительно, римское право представляет собой систему, понимаемую как совокупность взаимосвязанных норм, а не множество разрозненных правил поведения. Как следствие, изучение лишь отдельных элементов этой системы без взаимосвязи с другими правовыми институтами невозможно.

В предыдущем параграфе говорилось о дуализме римского права. Помимо него, существовал еще дуализм частного права, который заключается в противопоставлении цивильного и преторского права (ius praetorium или ius honorarium, последний термин образован от латинского слова honor — почет). Если право народов дополняло цивильное право, то преторское право зачастую ему противоречило.

Преторское право возникает благодаря деятельности особых должностных лиц: преторов городского и перегринского (со временем количество преторов достигло 18), курульных эдилов, которые разрешали торговые споры, правителей провинций. Источником этой системы права является судебная практика.

Ни городской, ни перегринский претор не могли изменить или отменить нормы цивильного права (которыми в большей степени был связан городской претор), поскольку именно цивильное право являлось исконным правом римлян. В то же время претор перегринов, рассматривавший споры с участием иностранцев, опирался на принципы естественного права. Благодаря этому именно он начал создавать новые формулы исков, которые по сути являлись новыми нормами права.

Не сразу за преторским правом была признана сила закона, этот процесс проходил постепенно. На это указывает следующее утверждение: «Не менее правильно в нашем государстве правом называется „ius honorarium“». (D.1.1.11. Павел).

Благодаря деятельности претора возникли целые правовые институты: особые средства преторской защиты, бонитарная собственность, наследование по преторскому эдикту и другие. Этот дуализм прослеживается во всех частноправовых институтах римского права.

В случае, если норма цивильного права противоречила преторскому, применялась норма преторского права. Претор регулировал общественные отношения процессуальными средствами (с помомщью исков, интердиктов, преторских стипуляций), формально не изменяя и не отменяя норм цивильного права. В праве Юстиниана этот дуализм исчезает