Римское право

Теория

15. Личные и имущественные отношения супругов

Право способно регулировать, прежде всего, имущественные отношения супругов, а регламентация личных отношений возможна лишь в минимальном объеме. Действительно, брак, как правило, основан на взаимной любви и уважении, а чувства человека не могут подвергаться правовому регулированию. В римском праве сложились следующие правила относительно личных отношений супругов.

При заключении брака жена получала имя и сословное положение своего супруга и сохраняла их в случае развода до нового замужества. Муж являлся представителем жены в частно-правовых отношениях, что, в частности, позволяло ему защищать ее интересы в суде без специальных полномочий. Супруги не могли предъявлять друг другу иски, влекущие в случае осуждения гражданское бесчестье (infamia). Кроме того, присуждение супруга по иску другого супруга производилось только в размере платежеспособности ответчика (benefitium competentiae). Например, если жена предъявляет мужу иск о возврате приданого в размере 10000, а имущество мужа оценивается лишь в 5000, то по судебному решению с мужа взыскивается не более 5000. Такое правило было установлено в связи с тем, что присуждение должника к выплате суммы, превышающей стоимость его имущества, влекло за собой признание его банкротом. Считалось противным добрым нравам, чтобы по иску супруга другой супруг был признан несостоятельным.

Супруги были обязаны уважать друг друга, при этом уважение понималось в широком смысле. Муж и жена не только должны были хранить супружескую верность, но и уважительно относиться к родственникам другого супруга. Супружеская измена со времен Августа по закону Юлия о прелюбодеяниях (lex Julia de adulteriis) стала уголовно наказуемым деянием.

О содержании этого закона речь идет в Сентенциях к сыну Юлия Павла: «Женщин, уличенных в прелюбодеянии, следует карать лишением половины приданого и одной трети имущества и ссылкой на острова. У прелюбодеев-мужчин равным образом после ссылки на острова отбирается половина имущества притом (виновных в прелюбодеянии) следует высылать на разные острова» (Пять книг сентенций Павла к сыну. II. XXVI. 14).

Регулированию имущественных отношений супругов в источниках уделено значительное место. Такие отношения можно разделить на три группы: отношения по поводу приданого (dos), дарения между супругами (donation) и предбрачный дар (donation propter nuptias). Следует учесть, что в римском праве ни одна форма брака не порождала общности имущества супругов. Разница в том, что при браке с мужней властью женщина не могла обладать собственным имуществом, а в браке без мужней власти она могла иметь вещи на праве собственности. Во избежание смешения вещей жены с вещами мужа, составляли список того, что принадлежит супруге. В случае спора применяли презумпцию (presumptio Muciana): вещь считалась принадлежащей мужу, пока не доказано иное.

Согласно древнеримским обычаям, при заключении брака было принято предоставлять за невестой приданое (dos). Тем самым, по мнению римлян, возвышается положение жены в доме мужа. В наделении женщин приданым было заинтересовано и государство: «Для государства имеет значение, чтобы женщины были обеспечены приданым, благодаря которому они могли бы выходить замуж» (D.23.3.2).

Поскольку бремя содержания семьи ложится на мужа, то приданое предоставляется с целью облегчить ему это бремя. Следовательно, цель его предоставления — не обогащение мужа, а помощь в содержании семьи.

В состав приданого могут включаться не только вещи. Немецкий романист Ю. Барон со ссылками на источники перечисляет то, что может составлять приданое: оно может быть дано путем предоставления собственности и владения на телесные вещи, путем предоставления вещных прав, путем перенесения существующего уже права требования, путем установления требования, путем отречения от требования против мужа, даже путем отречения в пользу мужа от наследства или отказа. Кроме того, женщина может передать мужу все свое имущество, но при этом в приданое не входя долги.

Установить приданое может любое лицо: отец, родственник невесты, сама женщина, если она является лицом своего права. Это может быть сделано в любой момент: как до, так и после заключения брака. Однако если приданое передано ранее заключения брака, то плоды, полученные в этот период, увеличивают стоимость dos, а сами вещи еще не переходят к жениху на праве собственности. Плоды, образовавшиеся после свадьбы, не увеличивают стоимость приданого и являются собственностью мужа. Вместе с тем на нем лежит обязанность употреблять эти доходы с пользой для семьи.

Во время брака приданое находилось в собственности мужа. В древнейший период в случае развода оно не подлежало возврату независимо от причин расторжения брака. Это приводило к злоупотреблениям: браки стали заключаться с единственной целью — обогатиться за счет приданого. Постепенно такое положение было устранено. Сначала в момент установления приданого стали заключать особое обязательство о его возврате на случай развода. Это обязательство возникало из стипуляции, также оно могло оформляться неформальным договором (пактом). Этим же договором определялось, кому именно возвращается приданое: самому установителю, или жене, или ее нисходящим родственникам. В случае развода лицу, которое имеет право на истребование приданого, предоставлялся иск строгого права (actio ex stipulatu). По этому иску приданое подлежало возврату в любом случае, муж мог вычесть только необходимые издержки; при этом размер присуждения не ограничивался размерами имущества супруга, т. е. муж не пользовался benefitium competentiae.

Позднее появляется особый преторский иск (actio rei uxoriae) о возврате dos при разводе. Это иск доброй совести. Муж по нему не всегда присуждается к возвращению приданого. В частности, приданое не возвращается, если жена умерла. В случае возвращения приданого он вправе оставить за собой одну пятую часть на каждого ребенка; кроме того, он имеет право сделать некоторые вычеты (например, в размере полезных улучшений), при этом он пользуется benefitium competentiae.

По желанию сторон могла быть сделана оценка приданого (dos aestimata), в результате чего риск случайной гибели вещей, входящих в приданое, переходил на мужа. Следовательно, при расторжении брака он возвращал оговоренную денежную сумму, независимо от того, сохранились ли вещи или нет. По общему же правилу риск случайной гибели вещей лежал на лице, которому принадлежит требование о возвращении приданого. Например, если в приданое входила одежда жены и она износилась, по общему правилу муж ничего не должен. Если же приданое было оценено, то придется отдать стоимость, в которую были оценены эти вещи.

Несмотря на то, что во время брака приданое находилось в собственности мужа, его правомочия по распоряжению им были существенно ограничены. Это связано с тем, что в случае развода имущество подлежало возврату. Поэтому муж без согласия жены не мог отчуждать недвижимое имущество, входящее в приданое. Поскольку это запрещение было установлено законом, то договоры по отчуждению недвижимости, входящей в состав приданого, являются ничтожными, и как следствие, жене против владельца предоставляется виндикационный иск. Неограниченное право собственности муж приобретал на плоды, как естественные, так и цивильные, полученные за счет приданого.

В ряде случаев жена имела право истребовать приданое у мужа в период брака, например, при расточительности мужа или для выкупа близких родственников из плена.

В постклассический период права мужа на приданое ограничиваются лишь управлением, а при разводе по вине жены оно поступает в собственность детей.

В силу древнего обычая дарения между супругами были запрещены. «Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали путем дарений (имущества) друг у друга, не соблюдая меры и (действуя) с легкомысленной расточительностью в отношении себя» (D.24.1.1). Как видно из этого фрагмента, дарения были запрещены по этическим соображениям.

Исключение было сделано для дарений, в результате которых одаренный не обогащался. Так, разрешалось подарить участок земли для захоронения родственника, поскольку после погребения участок становится религиозной вещью, а такие вещи были изъяты из оборота. Причем такое дарение вступало в силу только после захоронения на этом участке. Помимо этого, супруги могли делать друг другу подарки к праздникам, соответствующие их сословному положению.

Допускались так называемые дарения на случай смерти (donatio mortis causa), они приобретали юридическую силу в момент смерти дарителя. До этого момента даритель был вправе в любое время истребовать свои вещи с помощью виндикационного иска, либо возместить их стоимость путем предъявления кондикционного иска.

Как было отмечено, муж был обязан содержать жену и детей, поэтому он должен был выдавать жене деньги на текущие расходы.

В постклассическом праве возник еще один институт — предбрачный дар (donatio propter nuptias). Если приданое передавалось в пользу мужа, то предбрачный дар предназначался жене. Само название говорит о том, что он совершался до заключения брака. Имущество, переданное на таком основании, во время брака являлось собственностью супруга, а при его расторжении подлежало передаче жене при условии, что имеются общие дети. По размеру предбрачный дар, как правило, был равен стоимости приданого. Ограничения, установленные на распоряжение дотальной недвижимостью, распространялись и на предбрачный дар.