Римское право

Теория

14. Понятие и виды брака. Конкубинат

Близким к понятию семьи является понятие брака (matrimonium iustum). Модестин писал: «Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (D.23.2.1). Но такое определение не является юридическим. Под браком следует понимать союз мужчины и женщины, порождающий взаимные права и обязанности. Дети, рожденные в законном римском браке, находились под властью отца.

С древнейших времен в Риме существовали две формы брака — с мужней властью (cum manu) и без мужней власти (sine manu). При первой форме брака жена не обладала имущественной самостоятельностью, но наряду со своими детьми имела право наследования после смерти мужа и его родственников. Вступая в брак с мужней властью, женщина переходила в агнатическую семью мужа. Эта форма брака редко встречалась уже в классический период, а в праве Юстиниана она исчезла.

Вторая форма брака также появилась в архаический период. В браке без мужней власти юридически жена оставалась в агнатическом родстве с прежней семьей и могла обладать имущественной самостоятельностью.

Заключению брака могла предшествовать помолвка. О брачном сговоре речь идет в титуле 1 книги 23 Дигест, хотя никаких правовых последствий помолвка не создавала. Для ее совершения не требовалось личного участия жениха и невесты, однако будущие супруги должны были знать об этом или впоследствии одобрить помолвку. Для совершения помолвки также не требовалось достижения брачного возраста, но было необходимо, чтобы жених и невеста понимали значение этого акта.

Как правило, браки заключались неформально. Торжественный обряд — конфарреация — редко совершался уже в классический период. Для заключения брака требовалось согласие жениха и невесты, а также их домовладык. Брак считался недействительным, если жених и невеста не достигли брачного возраста (для девушек — 12 лет, для юношей — 14 лет), если между ними была близкая степень родства или если кто-то из них состоял в нерасторгнутом браке.

Для вступления в законный римский брак необходимо было обладать ius connubii. Права заключать законный римский брак (ius connubii) были лишены иностранцы и некоторые латины, существовали также определенные ограничения на браки и между римлянами. «Папиевым законом предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц» (D.23.2.23).

Расторжение брака в Риме допускалось как по желанию одного из супругов, так и по обоюдному согласию. В браке с мужней властью инициатором развода мог быть только муж, брак без мужней власти мог быть расторгнут и по инициативе жены. От причины развода зависела «судьба» приданого — виновная сторона терпела имущественные убытки. Виновным считался супруг, допустивший неверность или проявивший неуважение к другому супругу, а также его родственникам. Если развод происходил по причине отсутствия детей, считалось, что никто не виноват.

Наряду с браком существовало дозволенное законом сожительство — конкубинат (concubinatus). Необходимость в допущении подобных союзов была связана с тем, что для заключения законного римского брака требовалось ius connubii, следовательно, не все свободные лица могли между собой заключить брак (как отмечено выше, не допускались браки между лицом сенаторского сословия и вольноотпущенником). Так, Марциан пишет: «Находиться в конкубинате может и вольноотпущенница другого лица, и свободнорожденная, и главным образом такая (женщина), место рождения которой неясно или которая продавала свое тело. Если же кто-либо предпочтет иметь конкубиной женщину честной жизни и свободнорожденную, то это не разрешается без заявления перед свидетелями» (D.25.7.3).

С формальной стороны брак ничем не отличался от конкубината, в связи с этим в Дигестах отмечено: «Является ли женщина конкубиной, — этот вопрос разрешается лишь на основании направления воли» (D.25.7.4). В отличие от брака, конкубинат порождал ограниченные правовые последствия. Ни конкубина, ни ее дети не пользовались правами законной жены. Дети юридически не имели отца, хотя по своему желанию он мог их узаконить. После смерти мужчины конкубина и ее дети были вправе претендовать на долю в наследстве.