Римское право

Теория

22. Понятие и содержание права собственности (dominium) в классический период

Собственность является предпосылкой возникновения иных гражданских прав: прав на чужие вещи, обязательственных и наследственных. Без этого института невозможно существование частного права.

В древнейший период не было специального термина для обозначения права собственности: принадлежность вещей определялась с помощью притяжательных местоимений (моя, твоя вещь), а право собственности отождествлялось с самой телесной вещью. Позднее право собственности стали обозначать термином «dominiun», который буквально переводится как «господство». Pater familias был господином над всеми членами семьи, а также господином семейного имущества. Позднее значение термина «dominium» сужается, и он обозначает только право собственности. Другой термин — «proprietas» — употребляется в источниках значительно реже, и, по мнению некоторых авторов, обозначает собственность, обремененную узуфруктом.

В источниках нет определения права собственности, однако его можно вывести на основе имеющихся положений. Под правом собственности римские юристы понимали наиболее полное и исключительное господство лица над вещью. По содержанию право собственности является самым широким вещным правом, бóльшую власть над вещью приобрести невозможно. В большинстве случаев власть над вещью будет носить абсолютный характер, не подвергаясь каким-либо ограничениям со стороны закона. Так, со своей одеждой, посудой, мебелью собственник вправе делать все, что ему заблагорассудится. А право собственности на земельный участок будет в той или иной степени ограничено законом. В частности, при его эксплуатации собственник не вправе чрезмерно задымлять участок соседа. Собственник обязан пропускать через свой участок других лиц к месту захоронения. Он должен поддерживать публичную дорогу, граничащую с его участком, в надлежащем состоянии. В противном случае любое лицо вправе проходить по участку самого собственника.

Поскольку право собственности понимается как наиболее полное господство над вещью, то собственник вправе делать все, что не запрещено законом или договором. Поэтому в источниках римского права большое внимание уделяется рассмотрению способов приобретения этого права, а также определению содержания прав на чужие вещи. Иными словами, в источниках главное место отведено ограничениям права собственности, тому, что собственник делать не вправе, а то, что прямо не запрещено, то собственнику разрешено.

Собственник обладает исключительным господством над вещью. Исключительность господства означает, что он реализует свои правомочия в отношении вещи самостоятельно, непосредственно, исключая третьих лиц. «Несобственник» вправе делать с чужой вещью только то, что разрешено собственником.

Содержание права собственности складывается из отдельных правомочий: права владения, пользования, распоряжения, уничтожения, виндикации. Эти правомочия частично или полностью могут передаваться другим лицам по договору. Так, право распоряжения может быть предоставлено другому лицу по договору поручения, а право владения и пользования — по договорам аренды и ссуды. Если собственник против своей воли лишился возможности реализовывать все правомочия (вещь украдена, потеряна), то титул собственника все же сохраняется. В этом случае ему принадлежит голое право (nudum ius).

На собственнике лежит бремя содержания имущества, которое включает, в частности, обязанность платить налоги. Кроме того, он несет риск случайной гибели и случайного повреждения имущества (если вещь погибла в результате случайно возникшего пожара или при кораблекрушении, то убытки собственнику не возмещаются).

Право собственности обладает эластичностью: это право может быть обременено правами на чужую вещь, но с отпадением таких обременений оно восстанавливается в полном объеме.

В римском праве проводился принцип неприкосновенности частной собственности. По выражению средневековых юристов, власть собственника земельного участка простиралась от «преисподней до звезд».

В классический период сложился дуализм права собственности, который заключался в параллельном существовании квиритской (цивильной) и бонитарной (преторской) собственности. Так, Гай указывает: «Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности; а именно, каждый будет или собственником, или он таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ, или каждый был собственником по квиритскому праву, или таковым не считался» (Инст. Гая. II.40).

Древнейшим видом собственности была цивильная собственность. Субъектами этого права могли быть римские граждане, а приобреталось это право цивильными способами, такими как манципация, приобретательная давность. Для защиты квиритской собственности лицу предоставлялись особые вещные иски — виндикационный, негаторный и другие.

С развитием торгового оборота манципация постепенно выходит из употребления, поскольку ее совершение является неудобным. В I в. до н. э. появляется особый вещный иск — Публицианов иск (actio Publiciana), — который предоставлялся добросовестному приобретателю манципируемой вещи, приобретенной без обряда манципации неформальным способом, против всех третьих лиц. Дело в том, что неформальное отчуждение таких вещей не приводило к немедленному переходу права цивильной собственности. По этой же причине приобретатель вещи не мог воспользоваться виндикационным иском. Цивильное право собственности могло быть приобретено новым владельцем позднее — после истечения срока приобретательной давности.

Публицианов иск по направленности был аналогичен виндикационному иску квиритского собственника, так как оба эти иска направлены на истребование вещи из чужого незаконного владения. Этот иск содержал фикцию: судье предлагалось рассматривать дело так, как будто истец провладел вещью в течение срока давности (как указано выше, приобретательная давность также приводила к возникновению права квиритской собственности). На этом примере видно, как претор, по сути, создал новую норму права, не отменяя формально при этом постановления цивильного права.

Если же права добросовестного приобретателя нарушались квиритским собственником, то против виндикационного иска владельцу давалась эксцепция (возражение на иск) о том, что вещь продана и передана (exeptio rei venditae et traditae).

Отсюда следует, что благодаря претору добросовестный приобретатель манципируемой вещи, отчужденной неформально, получил абсолютную защиту против любого нарушителя — Публицианов иск на случай захвата вещи любым лицом и эксцепцию на тот случай, если вещь истребует квиритский собственник. Сами римские юристы не могли назвать такого приобретателя вещи цивильным собственником, поскольку претор не мог изменять цивильное право. Но, используя свою власть, он мог оставить данную вещь в имуществе (in bonis) владельца. Фактически же такой владелец получил тот же объем прав, что и цивильный собственник. Поэтому в литературе добросовестных приобретателей, которые были защищенны преторским иском, принято называть бонитарными (преторскими) собственниками. Термин «бонитарный» происходит от латинского выражения «в имуществе» («in bonis»). Следует подчеркнуть, что в источниках нельзя встретить выражение «бонитарный собственник», оно возникло позднее, в источниках преторские собственники называются владльцами.

При столкновении интересов квиритского и преторского собственников реальное господство над вещью принадлежит последнему. Так, если раб по квиритскому праву принадлежит Гаю, а по преторскому — Тицию, то владеть им и при желании отпустить его на волю может только Тиций. Однако цивильный собственник своим волеизъявлением может дополнить акт освобождения.

Со временем возникла необходимость признания права собственности и за иностранцами. Дело в том, что до появления должности претора по делам перегринов иностранцы на территории Рима были фактически бесправными, поскольку они не являлись субъектами цивильного права. Отношения собственности иностранцев регулировались эдиктом претора по делам перегринов. Для защиты прав иностранцев применялись цивильные иски, но в них включалась фикция: судье предлагалось рассматривать дело так, как будто иностранец являлся римским гражданином.

На участки земли, расположенные в Италии, распространялось право цивильной собственности, а провинциальные земли с юридической точки зрения принадлежали либо государству, либо императору. Относительно провинциальных земель Гай писал: «Мы же, как кажется, имеем только право владения или полного пользования» (Инст. Гая. II.7). Чтобы эти земли не пустовали их раздавали во владение частным лицам. Но фактически объем прав таких владельцев был столь широк, что это позволяет говорить о праве собственности на провинциальные земли.

Таким образом, в классическом римском праве можно говорить о наличии дуализма права собственности — цивильной и преторской, а также о существовании таких видов собственности, как провинциальная собственность и собственность иностранцев. В архаический и постклассический периоды право собственности было единым.