Римское право

Теория

20. Приобретение и утрата владения

При рассмотрении вопроса о приобретении владения речь идет только о приобретении цивильного владения, которое связано с правом на (владельческую) посессорную защиту. Владение состоит из двух элементов: тела владения (corpus possessionis) и души владения (animus possessionis). Под «телом владения» понимается фактическое господство лица над вещью. Приобрести тело владения — означает находиться в таком положении, в каком по отношению к аналогичным вещам обычно находятся собственники. Например, есть вещи, которые собственник в большинстве случаев складывает во дворе (строительные материалы, дрова), а есть такие вещи, которые содержатся под охраной (драгоценности, деньги). Если лицо сложило кирпичи у себя во дворе, можно говорить о приобретении тела владения.

«Душой владения» называется субъективное намерение лица относиться к вещи как к своей. Поскольку о наличии такого намерения судить сложнее, чем об установлении тела владения, то исходили из презумпции: если есть тело, наличие души владения предполагается. Но любая презумпция может быть опровергнута. Для этого необходимо установить основание приобретения владения (causa possessionis). Например, если выяснится, что вещь владельцу была подарена, то у него, очевидно, есть намерение относиться к ней как к собственной. Если же вещь была арендована, то душа владения отсутствует.

В римском праве действовало правило: «Никто не может сам себе изменить основание владения». Изменение такого основания допустимо по соглашению с собственником (ссудодатель и ссудополучатель договариваются о продаже последнему вещи, ранее переданной по договору ссуды). Кроме того, основание владения изменится, если владелец открыто не признает власть собственника, а собственник не предпринимает никаких мер для защиты своего права.

Завладение вещью возможно одним из двух способов: либо путем неформальной передачи вещи (traditio), либо путем ее захвата (occupatio). Для приобретения владения требуется наличие обоих элементов — и «тела», и «души» владения: его нельзя приобрести только волей, или только захватом вещи. «Мы вступаем во владение и физически, и волей, и никогда — только волей или только физически» (D.41.2.3.1). А утрата владения происходит с исчезновением хотя бы одного из двух элементов.

Владение может быть приобретено как самим лицом, способным приобретать право собственности, так и через его представителя. Следует напомнить, что рабы и подвластные приобретали владение для своего домовладыки

Для удержания владения не требуется постоянный телесный контакт с вещью, достаточно вести себя так, как обычно ведет себя собственник. Например, если владелец покидает летнее пастбище на зимний период, он сохраняет владение в том случае, если у него есть намерение весной вернуться обратно. Владение сохраняется до тех пор, пока кто-либо его удерживает для владельца, например, раб или подвластный. Владение будет утрачено, если кто-либо захватил вещь, а прежний владелец не предпринимает никаких мер по ее возвращению.

При передаче владения одним лицом другому отсутствует правопреемство, поскольку при этом передается лишь фактическое господство над вещью. В связи с этим возможна ситуация, когда отчуждатель был недобросовестным владельцем, а приобретатель является добросовестным владельцем.

Владение прекращается в следующих случаях: 1) с утратой animus; 2) с утратой corpus; 3) со смертью владельца; 4) с переходом вещи в разряд изъятых из оборота.