Международное частное право

Теория

31. Авторское право. Бернская и Всемирная конвенции об авторском праве. Защита авторских прав иностранцев в РФ. Защита за границей прав российских авторов. Отношения стран СНГ в области авторского права. Коллизионное регулирование авторских прав. Охрана смежных прав.

Авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Термин "авторское право" имеет и иное значение: им обозначают субъективное право, принадлежащее в отношении конкретного произведения какому-либо лицу-автору.

Охрана имущественных и личных прав авторов художественных, научных и иных произведений осуществляется на основе норм авторского права, а прав авторов открытий, изобретений и иных технических достижений (прав промышленной собственности) на основе норм изобретательского (патентного) права.

Охрана прав автора осуществляется только в пределах того государства, где они возникли.

Назовем важнейшие из таких международных соглашений в сфере авторского права:

а) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Государства, присоединившиеся к конвенции, образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Административные функции этого Союза выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности. РФ является участницей этой конвенции и Союза с марта 1995 г.

При определении субъектов охраны Бернская Конвенция использует территориальный принцип, согласно которому предпочтение отдается стране происхождения произведения (стране первого опубликования произведения).

Авторы из числа граждан стран Бернского Союза пользуются в других странах Союза, кроме страны происхождения произведения, в отношении созданных произведений "правами, которые представляются в настоящее время или будут представлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией" (ст.5).

б) Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женева). Участниками Конвенции являются более 80 государств, в том числе и РФ (с 1973г.) Всемирная Конвенция носит более универсальный характер, чем Бернская, она в меньшей степени затрагивает национальное законодательство. Для развивающихся стран установлен ряд льгот:

сокращенные сроки действия авторского права, выдача государственных принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования, введения права свободного перевода по истечении 10 лет после выхода произведения в свет и т.п.

Во Всемирной Конвенции установлен специальный закон охраны авторских прав (copiright) в виде символа "с" (авторское право). Если на книге или другом произведении такого знака нет, то авторские права не охраняются в странах участницах Конвенции.

в) В 1996 г. в рамках ВОИС был заключен Договор ВОИС по авторскому праву. Договор вступил в силу 2002 г., и в настоящее время в нем участвует более 90 государств, включая Россию с 05.02.2009 г. Согласно данному договору компьютерные программы охраняются как литературные произведения в смысле ст. 2 Бернской конвенции. Договор содержит отдельные положения, касающиеся защиты авторских прав при использовании сети Интернет.

г) В соответствии с Соглашением СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. в отношениях между собой государства-участники применяют Женевскую конвенцию об авторском праве к произведениям, которые охраняются по законодательству государств-участников до даты вступления в силу этой Конвенции, т.е. до 27.05.1973 г.

В отечественной доктрине выделяют специальные коллизионно-правовые принципы регулирования трансграничных авторских отношений: закон государства, где испрашивается охрана произведения (lex loci protectionis), и закон государства происхождения произведения (lex loci origins).

Развитие технических средств фиксации и воспроизведения информации привело к тому, что артисты-исполнители, производители фонограмм и организации вещания в значительной мере утратили возможность контроля над распространением своих произведений, особенно если такое распространение осуществляется за рубежом. Название «смежные права» объясняется тем, что «эти объекты по своей сути