Профессиональная этика и служебный этикет

М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова

4.4. Этическая категория «совесть»

Совесть — важнейшая категория этики и важная составляющая духовной жизни человека. Вопрос о совести всегда был центральным вопросом в философской и религиозной литературе. Размышления о совести мы можем найти уже в Древнем Египте, в Античности. В христианскую эпоху проблема совести получила дальнейшее развитие, идя по пути особенно глубокого осмысления. Некоторые исследователи христианскую культуру так и называют "культурой совести".

Совесть — это онтологическая составляющая человека, его способность критически оценивать свои мысли, желания, поступки, возможность осознавать и переживать их несоответствие должным нормам.

В исследованиях совести можно выделить два аспекта: познавательный и эмоциональный. Первый предполагает сознание нравственных норм и оценку себя и своего поведения с точки зрения этих норм и нравственного идеала.

Второй аспект указывает на соответствующие внутренние переживания. Поэтому совесть можно определить как сознание требований нравственного закона, соответствие или несоответствие свободных намерений и действий этим требованиям, и, одновременно, как сознание приятных или неприятных движений нравственного чувства, которыми сопровождаются эти намерения и действия. Но её нельзя смешивать ни с чувством, ни с умом. Совесть является нравственным сознанием личности и входит в область её самосознания.

Требования совести человек чувствует изнутри, моральные же требования приходят к нему снаружи, из общества. Эти требования могут совпадать, а могут и расходиться, принося душевный разлад, а иногда приводя к трагедиям.

Моральные требования меняются с течением времени, зависят от общественного строя, культуры, в то время как "в голосе совести звучит нравственный закон души человека«8.

Совесть выступает как судья, который оценивает все человеческие чувства и поступки. Вследствие этого мы можем говорить о таком состоянии, как «чистая совесть», «спокойная совесть», «муки совести». Однако необходимо отметить, что муки совести могут достаточно наказать только того, у кого она развита. Например, Гитлер предлагал к совести относиться с недоверием, а верить только своим инстинктам.

И, наконец, не ущемляет свободный выбор личности. Она даёт возможность ощущения и сознания дурного или злого. Нравственный выбор человек делает сам и несёт за это ответственность.