Профессиональная этика и служебный этикет

М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова

3.1. Функции морали в обществе

Функции морали — это роли, которые мораль играет в обществе, обеспечивая его целостность, выживание и развитие. В науке выделяют основные социальные функции морали: регулятивную, воспитательную, ценностноориентирующую, познавательную, коммуникативную.

Через функцию регуляции выражается императивный характер морали. Мораль регулирует отношения и поведение людей, используя одобрение или порицание, поступающее как от общественного мнения, так от самой нравственно развитой личности.

Мораль часто стремится остановить агрессивные и эгоистические устремления людей. Она направлена на то, чтобы они жили в защищённом обществе, но само общество реализует эти моральные правила нередко в рамках замкнутой территории. «Высокая мораль» в той или иной мере всегда присутствует в регуляции человеческого поведения, несмотря на то, что поступки и мысли человека не всегда ею определяются. Люди часто руководствуются только своими потребностями, своей выгодой, корпоративными ценностями, а не гуманностью, справедливостью и благородством. Регулятивная функция «высокой морали» выступает как желаемое, тенденция, в то время как настоящая регуляция представляет собой сложный сплав общечеловеческих и социально-конкретных нормативно-ценностных представлений. Однако роль «высокой морали» от этого не становится менее значимой. Она существует и составляет то драгоценное ядро, которое придаёт особое качество всему поведению человека.

Воспитательная функция обеспечивает передачу нравственного опыта от поколения к поколению, формирует определённый тип личности. Воспитательная функция морали реализуется через целостную систему воспитания, учитывающую чувственный и теоретический уровни морального сознания и соответствующие им средства воспитания.

Мораль всегда участвует в подготовке нового поколения к будущей общественной деятельности, является необходимым моментом в формировании сознания. Моральное воспитание человека продолжается всю его жизнь, во взрослом состоянии оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор ценностных и нравственно-психологических установок, типа поведения.

Ещё одна функция морали, которую следует выделить, ценностноориентирующая. Мораль является не только повседневным регулятором отношений между людьми, но и силой, формирующей личность. Комплекс моральных представлений, ставших внутренним миром человека, определяет, пойдёт ли человек по пути добра или по пути зла. Главные моральные ориентиры всегда, так или иначе, проявляют себя в практическом поведении.

Познавательная функция позволяет человеку приобретать знания в вопросах морали и нравственного опыта, расширять и укреплять свои связи в обществе, совершенствовать себя как личность. Моральное сознание может постигать и постигает человеческий мир.

Моральное познание человеческого мира — достояние каждого из нас, мы получаем его в процессе воспитания и социализации. Кроме морального познания, существует ещё этическое познание, которое даёт чисто информационное знание о моральных правилах, но не обязательно приводит человека к моральным поступкам. Нравственные установки усваиваются ещё в детстве и, как правило, трансформируются, под влиянием конкретных обстоятельств.

Но знание этики даёт человеку возможность осознанного выбора в решении моральных вопросов, приводит к пониманию последствий выбора и корректировке собственных чувств, мыслей и поведения.

Следующая функция морали, тесно связанная с остальными функциями, — коммуникативная.

Коммуникативная функция морали связана с этикетом, но не исчерпывается им. Направленность на добро в общении с другим человеком приводит к соблюдению принципа благорасположенности и ненанесения вреда. Народ создал моральные формулы, часто выраженные в пословицах (например, «что посеешь, то пожнёшь») в глубокой убеждённости, что мы получаем в общении именно то, что вкладываем.

В своих высших проявлениях коммуникационная функция морали выражается в том, что люди неукоснительно следуют тому правилу, согласно которому к другому человеку никогда нельзя относиться как к вещи, необходимо уважать человека, даже если тебе никогда не воздадут за это практическим добром.