Профессиональная этика и служебный этикет

М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова

1.2. История развития этики

Формирование этики начинается одновременно с развитием греческой литературы и философии (Гомер, Анаксимен, Гесиод, Анаксимандр и др.).

Большой вклад в её развитие внёс Аристотель, считающийся, помимо прочего, «отцом» науки этики, сочинивший уникальные произведения «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Формирование этики, по мнению исследователей, прошло три этапа: предэтика, античное просвещение и классика.

Этика представляла одну из важнейших частей античной философии. Её определяли как рациональное мышление и знание о ценностях человеческой жизни.

Древняя этика в основном уделяла внимание человеческим добродетелям.

Зачатками первых этических взглядов являлись языческие представления древних о человеке, нашедшие своё отражение в мифологии. В лице Гомера, Гесиода, Анаксимандра, Гераклита и Пифагора античная этика ставила перед собой вопросы о судьбе человека и смысле его жизни. Моральные законы представляла в чувственно-образной форме смелая мужественная героическая личность.

Зрелыми подходами к анализу этических понятий отличалась школа софистов, а также древнегреческий философ Сократ. Будучи профессиональными учителями риторики и философии, они развили в этике идею о трёхступенчатой системе воспитания — семья, школа и право, которые должны быть дополнены эстетическим и нравственным воспитанием посредством должных и необходимых норм поведения, закреплённых в государстве.

Смыслом поисков Сократа было абсолютное знание, к которому он пробивает дорогу своей диалектикой. В своих размышлениях Сократ приходит к пониманию основной цели воспитателя — взращиванию человеческой души.

Отсюда его обоснование необходимости поиска человеком нравственной истины.

Высокая классика является заключительным этапом «возникновения» этики. Наиболее яркими представителя данного периода были Платон и Аристотель. Для Аристотеля основные проблемы этики связаны с определением гражданина, у которого должны быть конкретные добродетели по отношению к государству. Благодаря их существованию он может быть гражданином, быть полезным обществу и способен осуществлять свои политические права.

Философия Платона насыщена этическими проблемами: это проблемы природы высшего блага, его осуществления в поведении людей и в жизни общества. В своих многочисленных диалогах («Теэтет», «Федон» и др.) Платон на первый план ставит проблему очищения души от мирских удовольствий.

На его взгляд, первостепенной задачей человека является его возвышение над беспорядком, поэтому он всеми силами души стремиться к уподоблению Богу.

Для средневековья основным ориентиром для формирования этических взглядов становится Евангелие (Новый Завет) и высочайшим нравственным идеалом — Иисус Христос. Основным критерием духовного развития человека становится не знание, а его внутренняя чистота и, как следствие, моральнонравственные качества.

Рационализм культуры и философии Нового времени привёл к тому, что общеобязательные нормы морального поведения, а также сочетание индивидуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и правилами поведения становятся предметом обязательного изучения.

Развитие психологии в ХIХ веке направило этику на изучение психологических мотивов человеческого поведения. Поэтому её предметом становятся внутренние характеристики и качества личности.

ХХ век характеризуется появлением метаэтики, предметом которой является логический анализ языка морали. Являясь логическим завершением рационализма, метаэтика полностью отказалась от изучения правил и норм жизни. Она подвергла критике традиционную этику за попытку эмпирических определений таких понятий, как добро, истина, идеал и т. д.

В начале ХХ века этика начинает акцентировать внимание на рассмотрении роли моральных факторов в конкретных социальных процессах. Данного направления придерживается немецкий социолог М. Вебер. В своей работе "Протестантская этика и дух капитализма"1 (1904 г.) он решает проблему роли этики в культуре, рассматривает этические компоненты социальных систем, а также значение этики для экономического развития общества.

В отличие от социальной этики, этика экзистенциализма была обращена к внутреннему миру человека. Поэтому её предмет был наполнен психологическим содержанием и личностным смыслом.

В конце ХХ века появляется прикладная этика, которая отражает запросы развития современной цивилизации и отвечает практическим потребностям современного общества. К прикладной этике относятся все виды профессиональной этики — юридическая этика, этика учёного, этика делового общения, этика бизнеса, административная этика. Современными направлениями прикладной этики также являются политическая этика, экологическая этика, суррогатное материнство, генная инженерия.