Профессиональная этика и служебный этикет

М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова

2.3. Этапы исторического развития морали: принцип равного воздаяния; «золотое правило нравственности»; этика ненасилия.

Принцип взаимности или равного воздаяния, одна из первых форм социальной регуляции, в обыденном сознании звучит так: «Как ты ко мне, так и я к тебе». Дух уравнительного равенства, пронизывающий все сферы жизни древнего человека, обусловил появление таких социальных норм, которые выражались в формуле: жизнь за жизнь, око за око (талион). Смысл этого уравнивания состоял в том, чтобы нанести ущерб, равный повреждению, и тем самым поддержать между различными группами состояние равновесия.

Принцип взаимности в истории человеческого общества всегда был необходим. Его цель заключалась в том, чтобы, во-первых, не оставлять зло безнаказанным и воспитывать благодарность за оказанные благодеяния, а во-вторых, ограничить мстительность — воздавать злом, не бóльшим того, которое причинили тебе.

Равное воздаяние вообще и талион в частности как специфический способ взаимоотношения между коллективами является универсальным обычаем, характерным для всех народов на ступени их родового развития. Об основательности идеи равного возмездия свидетельствует и тот факт, что она прослеживается на протяжении всей истории и в качестве устойчивого пережитка дошла до наших дней.

В истории нравственного сознания ещё в дохристианскую эпоху появились ростки нового понимания взаимности. Новое мировоззрение предлагало человеку руководствоваться идеальным представлением о благе в отношении самого себя. Оно пришло к отрицанию зла в отношениях между людьми и к самому себе.

Встречается эта отрицательная формула благородной взаимности у самых разных народов древнего мира. У Конфуция она звучит так: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

В своём завершённом положительном варианте это «золотое правило» прозвучало из уст Иисуса Христа: "Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними; ибо в этом закон и пророки«2 (Мф. 7: 12).

В Евангелии нам даётся высшая форма раскрытия «золотого правила»: не только не делать того, что в отношении себя почитаем злом, но делать то, поступать так, относиться к людям таким образом, как хотелось бы, чтобы они относились к нам.

Этика ненасилия — это древнейшее учение, которое означает отказ от зла и применения силы по отношению к ближнему. Истоки этой концепции находятся ещё в древности, в середине I тысячелетия до н. э. Мысль о ненасилии есть во многих религиях — индуизме, джайнизме, буддизме. В христианстве эта идея является одной из основополагающих, на ней основана Нагорная проповедь: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду"3 (Мф. 5: 38 — 41).

Какой смысл вкладывает Иисус Христос в эти слова? Бывают обстоятельства, когда подлинные христиане должны отстаивать свои ценности, сражаться за свою Родину. Покоряться неправде и несправедливости, особенно когда жертвой их являются другие, противоположно духу Христову. Бог призывает нас прощать личные обиды и в гражданских судах не требовать большего наказания, чем это необходимо для общественного блага. Христиане не должны мстить. Закон правды не должен существовать без закона любви. Христос открывает человечеству новый путь: зло побеждается только любовью и добром.