Профессиональная этика и служебный этикет

М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова

4.2. Этическая категория «справедливость»

Проблема справедливости поднимается во всех культурах, во всех сферах человеческой деятельности, она является предметом изучения права, экономических учений, этики, эстетики, религии. В человеке на каком то метафизическом уровне укоренено чувство справедливости и заключается оно в потребности защищать свои интересы от внешних вторжений. Ещё Аристотель отметил сущность справедливости, предполагающей обуздание притязаний одного человека на собственность другого6. Он считал, что справедливость не предполагает равного распределения благ и правого суда. Для него справедливость является правильной оценкой объёма и степени сложности труда.

Одной из первых реакций человечества на проявление несправедливости стала месть, которая предполагала ответ силой на силу, насилием на насилие.

Первым этапом становления справедливости было возмездие. Принцип эквивалентности взаимного воздаяния (талион) предполагал подчинение мести требованиям равенства. Это происходило за счёт подчинения единым правилам, что явилось вторым этапом в становлении понимания справедливости.

Месть, являясь средством пресечения враждебных притязаний и восстановления нарушенной справедливости, подвергалась ограничению. В этом случае она не становилась новым нарушением справедливости.

Третьим этапом в развитии социальной справедливости стал отказ от мести через апелляцию к высшей силе или авторитету: в первобытном обществе к авторитету вождя или старейшины рода, в цивилизованном обществе —к государству.

Четвёртый этап в развитии справедливости связан с нравственной оценкой деятельности властей.

Осуществляя справедливость, этой деятельности никогда не удавалось быть идеальной. Во время четвёртой стадии развития справедливости стал обнаруживаться противоречивый характер её реализации.

Она направлена на защиту интересов каждого конкретного человека, в то время как интересы разных людей могут быть совершенно противоположны.

Поэтому справедливость должна обязательно учитывать все стороны деятельности людей, т. е. подходить к делу системно. Негативное воздействие на состояние общественной справедливости оказывают деспотическое правление и ослабление государственной власти.