Профессиональная этика и служебный этикет

М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова

1.Понятие и предмет этики

Этика — раздел философии, изучающий мораль (нравственность). В научной литературе существуют два подхода к понятиям «мораль» и «нравственность». Согласно первому, «мораль» и «нравственность» определяются как синонимы. Они интерпретируются как уникальные способы духовно-практического освоения мира человеком, которые совершаются в логико-рефлексивной, эмоциональной и подсознательной формах. Согласно второму, «мораль» — принятые в обществе представления о добре и зле, правильном и неправильном, хорошем и плохом, совокупность норм поведения, которые опираются на данные представления. Если под нравственностью понимают внутреннюю сторону морали, то сама мораль является внешней по отношению к индивиду.

Этика как наука не даёт жёстких рекомендаций как поступить в конкретном случае, но, опираясь на нравственные правила, она формирует и нравственное сознание и, как следствие, возможность размышлять о поступках, оценивать их последствия, влияние на окружающий мир и человека. Одним из главных направлений исследований в рамках этики является вопрос о пределе ответственности человека за свои решения и поступки. Пpисущая человеку способность оценивать своё и чужое поведение существует благодаря заложенным и воспитанным в человеке моральным нормам. Эта рефлексивная способность даёт возможность оценивать мысли и поступки с точки зрения своих и чужих традиций. Мораль можно представить в двух аспектах: с одной стороны, она характеризует личность, совокупность его моральных качеств и добродетелей, с другой — является совокупностью моральных норм. Являясь своеобразной формой общественного сознания, она не всегда связана с материальными отношениями и может иметь ярко выраженный идеологический характер.

В структуре этики выделяют практическую и нормативную части. Этика как практическая философия связана с ежедневной жизнью людей и в обыденном сознании понимается как свод принципов жизни. Результатом изучения этики становится наше поведение. Являясь наукой, этика исследует общение и поведение человека, предлагая ему высшие нравственные ориентиры, а подчас и детализированную нормативную программу достойного поведения. Этика создаёт идеал добродетельного человека, образец для подражания, формирующего реальные нравы общества, понятия добра и зла.

Таким образом, этика является устойчивой системой знаний и представлений, предметом изучения которой является мораль, её специфика и законы развития. Цель этики — изменить жизнь человека, его ценностные ориентиры и, как следствие, поведение в соответствии с полученным знанием о добродетели.

Основными вопросами этики являются:

— высшие нравственные ценности (смысл жизни, жертвенность, любовь, истина) и идеальные моральные ориентиры;

— конкретно-исторические ценности и нормы, которые содержат в себе моральные принципы и общечеловеческие ориентиры — гуманизм, милосердие, великодушие и пр.;

— конкретные нравы отдельных народов, существующие в тот или иной период истории, их соотношение с идеально-должным моральным поведением. Например, самые общие универсальные запреты (не убий, не укради, будь честным и т. д.) и повеления, которые часто выражают как общечеловеческие устремления, так и интересы и позицию конкретных социальных групп;

— диалектика поведения личности и его морального сознания, взаимодействие индивидуальной и общественной морали.

В науке выделяют основные социальные функции этики: регулятивную, ценностно-ориентирующую, воспитательную, познавательную.

Регулятивная функция. Через функцию регуляции выражается императивный характер морали. Мораль превращается в вид социального управления, используя нормы, предписания, оценки, мотивы. Благодаря воспитательной функции происходит формирование определённого типа личности, передача нравственного опыта от поколения к поколению. Ценностно-ориентирующая функция заключается в выработке норм, принципов, правил поведения, обеспечивающих становление личности с твёрдыми нравственными установками и убеждениями. Познавательная функция позволяет человеку приобретать знания в вопросах морали и нравственного опыта, расширять и укреплять свои связи в обществе, совершенствовать себя как личность.