Профессиональная этика и служебный этикет

М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова

4.1. Этические категории «добро», «зло»

Категории – это наиболее широкие понятия, используемые той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории – это понятия научного аппарата этики, которые отражают наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Особенность категорий этики в том, что многие из них являются словами обыденного языка, например, «добро», «честь», «счастье», «совесть», «свобода» и др.

Причиной использования наукой этикой данных слов является то, что предмет этики непосредственно связан с жизнью людей, с их мировоззрением, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.

Добро и Зло — наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Они характеризуют любой вид человеческой деятельности и отношений.

Традиционно Добро связывают с понятием Блага, которому придают положительный смысл и к которому относят то, что полезно людям. Но человеческое понимание блага относительно: благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одной исторической эпохи может не быть таковым для людей другой эпохи. Различные материальные и духовные блага имеют неодинаковую ценность в разном возрасте (например, в юности и в старости). Не всё то, что полезно одному человеку, полезно другому.

Этику интересуют, в первую очередь, духовные блага, к которым относят высшие моральные ценности. В сфере человеческого поведения Добро — особый вид блага. Поэтому все человеческие поступки, направленные на созидание, сохранение и укрепление блага, есть добро. А зло есть уничтожение, разрушение всего того, что является благом.

Высшее благо предполагает совершенствование личности и социальных отношений. Всё, что в действиях человека способствует этому совершенствованию, есть добро; всё, что препятствует этому процессу, — зло.

Центром размышлений гуманистической этики является человек, его уникальность и неповторимость, поиск смысла его жизни, счастье и любовь, интересы и потребности. Поэтому основным критерием добра в гуманистической этике выступает всё то, что способно проявить истинную сущность человека и придаёт смысл человеческому существованию.

Добро имеет свои особенности. Во-первых, как и все моральные феномены, оно есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие намерения, которые не проявили себя в действиях, ещё не являются действительным добром: это потенциальное добро. Случайно совершённый хороший поступок в полной мере не является добром. Во-вторых, добрыми должны быть и цель и средства её достижения. Самая прекрасная добрая цель не оправдывает безнравственные средства. Как качество личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения — в виде доброты и злобы. Зло по своему содержанию противоположно Добру и выражает обобщённые представления обо всём безнравственном, о том, что противоречит требованиям морали. Зло представляет собой также и общую характеристику отрицательных моральных качеств и оценку конкретных негативных поступков людей. К злу относятся такие качества, как ревность, зависть, гордыня, алчность, высокомерие, злодеяние.