Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

9.4. Принцип фальсификации в научном познании

Крупнейшим представителем философии науки является английский философ и социолог Карл Поппер (1902 — 1994). Свою исследовательскую деятельность он, как и многие другие мыслители, начал с критики философии своих предшественников. Особо аргументированной критике он подвергает логический позитивизм (принцип верификации). Десятки и сотни экспериментов могут подтверждать истинность теории, но достаточно одного эксперимента, чтобы доказать несостоятельность данной теории. Верификация использовала метод индукции (переход от единичных фактов к общему заключению). По мнению К. Поппера, среди множества единичных фактов появляется один, который опровергает общее заключение, показывает его несостоятельность.

Другим важным аргументом в критике верификации К. Поппер считал тот факт, что наш разум не беспристрастен. Исследователь всегда стремится подогнать факты под необходимую теорию. Следовательно, абсолютно объективных, беспристрастных фактов нет. Факты, в определенной мере, всегда субъективны. Неопровержимых научных теорий нет и, не может быть. Если теория неопровержима, то она ненаучна (к таковым К. Поппер относил богословские и философские теории).

Для отделения научного познания от ненаучного познания К. Поппер выдвинул критерий фальсификации. Для любой научной теории должна существовать возможность фальсификации (опровержения) общего вывода фактами. Любая теория истинна лишь относительно и со временем она будет опровергнута другой теорией, которую ждет со временем та же судьба. Главной задачей ученых является фальсификация, опровержение теорий и формирование новых теорий.

Учеником и последователем К. Поппера был ИмреЛакатос (1922 — 1974). Со временем он приходит к выводу, что учение Поппера является «наивным фальсифиционизмом». Противоречия между фактами и теорией не всегда завершаются отказом от теории. Часто начинается проверка и перепроверка фактов, они уточняются, и теория остается научно состоятельной.

И. Лакатос ввел в методологию науки понятие «научно — исследовательская программа». Единицей, исходной основой научного познания Лакатос считает не отдельную теорию, а «научно — исследовательскую программу». В рамках данной программы формируется множество конкурирующих теорий, обладающих общим началом. В результате острой конкуренции побеждает состоятельная теория.