Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

8.1. Субъект и объект познания

Гносеология — познавательное отношение человека к миру, является наряду с онтологией (учением о бытии) составной частью философии. Она формируется уже в древнегреческой философии, где ставится вопрос о возможностях и границах познавательных способностей человека.

При анализе познавательных способностей человека возникает необходимость обращения к категориям субъекта и объекта познания. Познание часто определяется как адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, которые проверены общественно — исторической практикой. Разумеется, с окружающим миром контактируют и другие живые существа. Они тоже обладают способностью отражения, однако уровни отражения радикально отличаются. Наше сознание является новым этапом в процессе отражения окружающего мира. Абстрактное мышление и втора сигнальная система (речь) дают нам огромное преимущество.

Субъектом познания выступает человек, но он всегда является частью определенной социальной группы и общества в целом. Следовательно, субъектом познания является отдельный человек и человечество в целом.

В самом широком смысле под объектом понимается все то, на что направлен взор познающего субъекта (природа, общество и сам человек).

Объект существует объективно, т. е. независимо от субъекта. Однако в процессе познания любой индивид познает по-разному, какими бы общими ни были его взгляды с другими индивидами. Следовательно, хотя человек стремится к знанию объективному, очевидно, то наряду и одновременно с объективностью в любом знании присутствует субъективная характеристика.

В данном случае обнаруживаются два различных подхода. Если наивный реализм предполагает, что мир таков, каким мы его представляем, то критический реализм, исходя из реальности объекта познания, все же считает, что мир не совсем таков, каким его представляет субъект.