Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

6.2. Онтология – учение о бытии

Понятие онтология — древнегреческого происхождения («онтос» — сущее и «логос» — знание). Главным вопросом онтологии с древних времен является проблема бытия. Следовательно, онтология — это учение о бытии.

Понятие онтологии невозможно раскрыть без обращения к термину «метафизика». Этот термин возник случайно при классификации работ Аристотеля и означает — «после физики». Метафизика — это знания о предельных основаниях бытия, мира, человеческого существования и т. д. Метафизика — это особое понимание мира посредством его познания и преломления полученных знаний сквозь призму интересов человека. Метафизика качественно отличается от знаний, которые мы получаем при изучении конкретных наук (физики, химии, географии и т. д.). Метафизика, в отличие от конкретных наук, не имеет предметных ограничений.

Часто понятия «метафизика» и «онтология» отождествляются. Однако большинство исследователей уверено, что понятие «метафизика» шире, поскольку она выходит за пределы познания бытия.

В процессе развития философии сформировались различные варианты онтологии. Условно все варианты онтологии можно дифференцировать на материалистическую и объективно — идеалистическую онтологии.

В материалистической онтологии идея вечности и первичности материи занимает доминирующее начало. Материализм — это философия монизма (одного начала), сознание считается вторичным, продуктом исторического развития материи. Сильной стороной материалистической онтологии является обращение к научным достижениям своего времени. Материализм использовал теоретическую модель мира И. Ньютона. Однако новые открытия в физике на рубеже XIX — ХХ столетий показали ограниченность физики Ньютона. Метафизический материализм оказался не в состоянии объяснить новые явления в физике.

Диалектический материализм (марксизм) оказался более обоснованным, поскольку базировался на новейших открытиях в науке и материалистически истолкованной диалектике Гегеля. Однако в марксистской философии бытие становится синонимом объективной реальности. Бытие рассматривается как существование отдельных предметов и мира в целом, вне и независимо от нашего сознания.

Объективно — идеалистическая онтология в свою очередь дифференцируется на теологический вариант и рационально — идеалистический вариант.

Вся средневековая философия, начиняя с Августина, выдвигает теологический вариант анализа бытия. Как уже отмечалось в предыдущих лекциях, Августин считал Бога творцом всего сущего и причиной всего бытия. Подлинным бытием обладает только Бог. Бытие человека и мира в целом носит вторичный характер, поскольку они сотворены Богом и существуют исключительно по воле Бога

В философии Гегеля излагается рационально — идеалистический вариант истолкования бытия. Узловым моментом в анализе бытия выступает Абсолют (мировой дух). Он самодостаточен и проходит различные стадии развития. Вначале дух существует как «идея в себе». В процессе своего развития Абсолют переходит в инобытие — природу. Бытие рассматривается как бесконечное развитие Абсолюта (мирового духа).

Особое место в анализе бытия имеет субъективный идеализм (Джордж Беркли, Давид Юм и др.). Согласно этой философской концепции мы можем утверждать достоверно лишь о том, что воспринимается нашими чувствами и сознанием. Существуют ли предметы, вещи за пределами наших чувств — остается вопросом. Любой объект существует, пока мы его воспринимаем. Бытие в данном случае оказывается лишь продуктом наших чувств. Бытие всегда субъективно.

Следовательно, различные подходы к объяснению смысла понятия бытия не только противоречат одно другому, а оказываются взаимоисключающими