Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

2.3. Классический период древнегреческой философии: Софисты, Сократ, Платон, Аристотель

Формирование классической древнегреческой философии невозможно представит без софистов. В переводе с древнегреческого языка «Софизм» означает мудрость, мастерство. Граждане полиса должны были владеть риторикой (умение произносить речи), философией, логикой, умением отстаивать свою точку зрения в споре (эристика). Всему этому брались обучать желающих за плату софисты. Со временем слово «софизм» приобретает негативное значение — умение с помощью хитрых логических уловок доказывать любое неправдоподобное утверждение.

Однако софизм имел и огромное положительное значение в развитии древнегреческой философии. Софисты впервые обратили внимание на различие законов природы и общества. В развитии общества большое значение имеет сознательная деятельность человека. Софисты пришли к выводу о том, что законы, истина имеет релятивный (относительный) характер и человек утверждает законы. Абсолютизируется, преувеличивается значение человека.

Самый известный из софистов, древнегреческий философ и ритор Протагор (480 — 410 гг до н. э.) пришёл к выводу: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Отрицая абсолютный характер истины, он выдвинул принцип: «Каждому рассуждению противостоит равносильное». И первое рассуждение, и второе могут быть истиной.

Огромное значение софизм имел в развитии логики. Софисты первыми обратили внимание на логические противоречия в речи человека, в его мышлении. Популярным стал софизм «Лжец». Все афиняне лжецы. Аристофан афинянин, следовательно, он лжец. Он говорит: «Я лгу». Однако если он лжёт, то он вас обманул и сказал правду. И наоборот. Велика заслуга софистов в развитии образования, критического мышления. Они впервые обратились к внутреннему миру человека, его мышлению.

Древняя Греция дала десятки, сотни известных мыслителей, но величайшими в истории философами являются Сократ (469 — 399 гг до н. э.), Платон (Аристокл) (07.11. 428 — 347 гг до н. э.), Аристотель (384 — 322 гг до н. э.).

Сократ, как и мыслители Древнего Востока, обращался в первую очередь не к обще мировоззренческим вопросам, а к нравственно-этическим проблемам. Добро и зло, прекрасное и безобразное, нравственное и безнравственное — эти проблемы стали узловыми в философии Сократа. Он имел свою школу в Афинах и учил бесплатно, хотя и был не богат. Он не написал ни одной книги, но его идеи получили широкое распространение. Будучи скромным человеком, Сократ утверждал: «Я не учу, я учусь с учениками». Действительно, занятия имели не назидательный характер, а проходили в форме дискуссии, диалога, беседы с учениками.

Сократ отвергал релятивизм (относительность) истины софистов и признавал существование объективной (не зависящей от человека) истины. Он высоко ценил значение знаний и утверждал, что человек знающий, никогда не поступит безнравственно. Само утверждение благородно, звучит оптимистично, хотя трудно согласиться, с мнением, что знающий человек всегда поступает нравственно. Уже при жизни, Сократ признавался величайшим мудрецом.

Согласно легенде, дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым человеком. Будучи уверенным, в том, что знание не абсолютно, Сократ сформулировал афоризм: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Чем больше знает человек, тем он больше осознаёт ограниченность своих знаний, и, наоборот, мало знающий человек уверен в собственной мудрости. Завистники обвинили Сократа в безбожии, и он был приговорён к смерти и казнён в 399 г. до н. э. в возрасте 70 лет. Ученики предложили Сократу бежать до казни, но он отказался, поскольку побег представлялся ему безнравственным. Свои идеи он пропагандировал не только словесно, но и примером своей жизни.

Выдающимся учеником Сократа был древнегреческий философ Платон. Потеря любимого учителя потрясла Платона. После смерти Сократа Платон на целых 12 лет покинул родину. Много путешествовал, в 389 — 387 гг до н. э. посетил Италию и Сицилию, где знакомился с жизнью, мудростью других народов.

В 386 году до н. э. Платон вернулся в Афины и открыл свою школу. Поскольку школа находилась в роще легендарного героя Академа, то она получила название Академия. Философия Платона носит объективно идеалистический характер. Узловым моментом в философии Платона является учение об идеях. Они не принадлежат ни Богу, ни человеку. Идеи существуют сами по себе, они самодостаточны.

Предметы, вещи, которые мы наблюдаем — это только тени идей, их копии, отражения. В его философии мир раздваивается: на мир идей (вечных, неизменных) и мир вещей (изменчивый, текучий). В доказательство своего учения он приводит миф о пещере. Люди прикованы внутри пещеры. Свет падает сверху и они на стенах пещеры видят тени. Эти тени Платон отождествляет с вещественным миром.

Большой интерес вызывает учение Платона о человеке. Человек состоит из смертного тела и бессмертной души. После смерти тела, душа переселяется в тело только что родившегося младенца, но память о прошлой жизни стирается. Однако во всяком процессе бывают издержки и иногда не вся память стирается. Человек вспоминает ярко, конкретно определённые события, хотя и осознаёт, что этого с ним не было. Существует космическая душа, она не увеличивается и не уменьшается. Душа отдельного человека является частицей космической души.

Платон разработал интересное учение об идеальном государстве, где царит мир и справедливость. Правит в этом государстве сословие мудрецов философов, покой в государстве оберегают войны (стража), сословия ремесленников и крестьян производят материальные блага. Претворить в реальность это учение, разумеется, оказалось невозможным.

Академия Платона просуществовала 916 лет. Идеи Платона были в определённой мере основой христианской философии Средневековья.

Аристотель по праву считается выдающимся древнегреческим философом в истории человечества. Аристотель 20 лет был любимым учеником Платона, но со временем разочаровался в философии Платона и подверг её резкой критике.

Наверно вы знакомы со словами Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». Особенно жесткой критике он подвергает учение Платона об идеях.

Идеи всегда принадлежат человеку или Богу, но сами по себе не существуют. Аристотель разработал оригинальное учение о причинах бытия. Всего он выделил четыре причины: 1) формальная; 2) действующая; 3) целевая; 4) материальная.

Аристотель был убеждён, что первопричиной, перводвигателем является бог. Он вносит движение в мироздание. Древнегреческий философ Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) был поистине энциклопедическим мыслителем и по праву считается основоположником физики, психологии, биологии и т. д.