Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

5.5 Философия экзистенциализма и постмодернизма

Философия ХХ века является логическим продолжением предшествующих философских концепций, однако она не могла проигнорировать противоречивый характер развития человечества в это столетие. Так, формируется философия экзистенциализма, основоположником которого считается немецкий философ М. Хайдеггер. Он был учеником и последователем Гуссерля, но со временем развил собственный вариант феноменологии, который положил начало экзистенциализму. Экзистенциализм иначе именуется философией существования. Наряду с Хайдеггером в Германии Экзистенциализм развивают К. Ясперс и М. Бубер, в России — Н. А. Бердяев и Л. И. Шестов, во Франции — Ж. П. Сартр, А. Камю и др.

Экзистенциализм формируется как ответ на те бесчисленные страдания, которые выпали на долю человечества в результате Первой и в особенности Второй мировой войны.

Экзистенциализм утверждает, что философия должна заниматься в первую очередь не общемировоззренческими проблемами (каково происхождение мира, познаваем ли мир и т. д.), а проблемами человека. Человек и смерть, человек и страдания, человек с Богом и без Бога — вот главные проблемы философии, как утверждали экзистенциалисты.

Жизнь человека — бесконечные страдания. По отношению к конкретному человеку всегда однозначно враждебны как природа, так и общество. Однако страдания человека обусловлены не внешними факторами, а, прежде всего, внутренними. У человека множество желаний, стремлений и они приходят в противоречие, что доставляет человеку бесконечные страдания. Единственным избавлением от них является смерть.

В жизни человека нет места прекрасному, благородному, героическому. Если человек и не делает сознательно, целенаправленно подлости, то сама жизнь заставляет его совершить таковые.

Философия экзистенциализма создавалась не только философами — профессионалами, но ив значительной степени представителями творческой интеллигенции (литераторами, художниками и т. д.) Экзистенциализм, несмотря на жесткую постановку философских проблем бытия, пропагандировал гуманизм и личную свободу человека. Поэтому это философское течение становится интернациональной философией.

В конце ХХ столетия формируется философия постмодернизма. Большинство постмодернистов — французы (Мишель Фуко, Жак Деррида, Жиль Делез, Феликс Гваттари и др.)

Постмодернизм подвергает отрицанию возможность объективного научного познания. Так, Феликс Гваттари и Жиль Делез в совместной работе «Ризома» отмечают, что системы нет и быть не может. Человек субъективно навязывает природе представление системности. Отрицанию подвергаются также причинно — следственные связи. Однако явление следует за другим, и человек субъективно считает одно явление причиной, а другое — следствием. Поскольку любая наука изучает системность и причинно- следственные закономерности, то, следовательно, отрицается научное познание.

Постмодернизм подвергает отрицанию также объективность истины. Проблема не в отсутствии истины, писал Деррида, а в том, что их много. У каждого человека своя истина, то есть она абсолютно субъективизируется.

Значение постмодернизма в том, что это философское учение заставляет критически оценить познавательные возможности человека, пересмотреть многие устоявшиеся догмы.