Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

2.2. Зарождение древнегреческой философии

Вершиной развития философской мысли древности считается древнегреческая философия. Очень часто её рассматривают как «чудо» Древней Греции. Именно здесь впервые в истории формируется философия в подлинном смысле этого слова.

Чем объяснить подобное «чудо»? Одни мыслители объясняют это явление особенностями устройства древнегреческих государств-полисов, где впервые в истории формируется демократия. Личность обладала как обязанностями, так и большими гражданскими правами. Человек участвовал непосредственно в политической жизни полиса. Рабы, разумеется, не обладали гражданскими правами, они считались «говорящим» орудием.

Другие исследователи успех древнегреческой философии и культуры в целом объясняют удобным географическим расположением. Древняя Греция обладает удобными для мореходства бухтами, и она уже в древности становится морской державой, связанной со всем Средиземноморьем.

Древнегреческая философия формируется уже в VII — VI веках до н. э. Она, несомненно, испытывает влияние восточной мудрости, и первые философские школы появляются не в континентальной Греции, а в Малой Азии (нынешняя современная Турция) т. е. ближе к культурным центрам Древнего Востока, в городе Милете.

Уже первые древнегреческие философы Фалес (625 — 547 гг до н. э.), Анаксимандр (610 — 547 гг до н. э.), Анаксимен (605 — 525 гг до н. э.) задавались вопросом: «Из чего состоят все вещи, предметы окружающего мира?». Один считал, что всё состоит из воды (Фалес), другой считал первоматерией воздух (Анаксимен), а третий считал первоначалом и основой всего сущего — «апейрон» (Анаксимандр). Уже изначально древнегреческая философия отличается от восточной мудрости, поскольку обращается к узловым мировоззренческим вопросам.

Большое значение в развитии древнегреческой философии имели работы древнегреческого философа Гераклита (535 — 475 гг до н. э.). Он по праву считается родоначальником наивной диалектики древности. (Диалектика — метод исследования объектов в их взаимосвязи, в бесконечном противоречивом развитии). Он утверждал, что все развивается, и неизменных предметов нет.

Однако, фиксируя факт всеобщего развития, он был не в состоянии объяснить причины развития и его диалектику называют наивной. Работ Гераклита не сохранилось (сохранились только фрагменты сочинения «Музы» или «О природе»), но нам известны многие афоризмы, в которых он рассматривает проблемы всеобщего развития. Вы наверно знакомы с его утверждением: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Древнегреческий философ Парменид (540 — 462 гг до н. э.) впервые дает определение понятию бытия и приходит к выводу о различии сущности и явления, различия того, что мы видим, и того, что может быть присуще бытию так таковому.

Основоположником атомистики — учения об атомах, по праву считается древнегреческий философ Демокрит (460 — 360 гг до н. э.). Он считал, что все предметы состоят из атомов мельчайших, неделимых, вечных частиц. Атомы различаются величиной и формой. Он признавал два первоначала: атомы и пустоту. Учение Демокрита нельзя назвать научной теорией, поскольку экспериментально существование атомов было доказано лишь в XVIII веке, т. е. спустя 23 столетия.

В процессе познания он не отрицал значение чувственного познания, но предпочтение отдавал разуму. Демокрит — один из основоположников эвдемонизма — принципа построения этической теории, в которой утверждается, что основное стремление человека составляет его стремление к счастью. Для Демокрита счастье — это спокойствие духа, умеренная радость.