Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

3.4. Философия французского Просвещения

В XVIII столетии в разных странах Европы на первый план выступает проблема просвещения. Просветители считали просвещение людей главным условием исторического прогресса. Страной классического Просвещения считается Франция. Французское просвещение характеризуется противоречивостью и представлено множеством направлений — атеистическим, деистическим и утопическим.

Наибольшей популярностью пользовались работы Вольтера (1694 — 1778). Певец свободомыслия, он особенно непримиримой критике подвергает религию. Известен лозунг Вольтера: «Раздавите гадину». Вольтер — деист, т. е. он признает акт творения Бога, но отрицает его вмешательство в дальнейшее развитие мира.

Выдающийся представитель французского просвещения Жан Жак Руссо (1712 — 1778) главной задачей считал восстановление свободы. Он сторонник естественного права. Люди, по мнению Руссо, рождаются свободными, и их порабощение противоестественно. Однако в обществе люди добровольно, сознательно должны отказаться от своей естественной свободы в пользу государства. Если государство не защищает интересы людей, то люди имеют право на его свержение.

Большое значение имели идеи французских философов — материалистов (Дени Дидро, Поль Гольбах, Ламетри, Клод Адриан Гельвеций и др.). Они утверждали, что материя существует вечно и никем не сотворена. Бог не сотворил мир, считали материалисты. Саму же идею Бога создали люди из-за своего бессилия перед природой. Движение рассматривалось этими философами как внутреннее качество материи. Французские материалисты открыто провозгласили атеизм (безбожие). Главная коллективная работа французских материалистов «Энциклопедия» пропагандирует материализм и атеизм.

Французское просвещение идеологически подготовило Великую Французскую революцию конца XVIII века.