Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

5.4. Философия феноменологии

Одним из важнейших течений в Европейской философии на рубеже Х1Х — ХХ вв становится феноменология. Формирование и развитие философии феноменологии связано, прежде всего, с именем немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859 — 1938). Феноменология — это систематический методологический анализ процесса познания. Основы феноменологии Гуссерль изложил в работе «Философия арифметики» (1891 г.) и завершил в двухтомнике «Логические исследования» (1900 — 1911 гг.).

В первой работе философ искал «последние основания», на которых стоит арифметика, если она строгая наука. В процессе исследования Гуссерль использует метод Декарта — метод универсального сомнения. Таким образом, он хотел получить знание, которое выдерживает любое сомнение. В результате Гуссерль пришел к выводу, что сознание человека несовершенно. Человек не может постигнуть многое и ему приходится конструировать (создавать) представление о непознаваемом. Гуссерль фиксировал различие между вещами (сами по себе) и представлениями (понятиями этих вещей в сознании человека). Однако вещи и представления, как утверждал ученый, «перетекают» друг в друга в сознании человека.

Он считал необходимым игнорировать факты, если они противоречат требованиям теоретической конструкции сознания. Центр тяжести переносится с объекта познания и результатов познания на метод познания. В «Логических исследованиях» он ставит задачу — отказаться от «психологизмов». Однако выполнение такой задачи оказалось невозможным.

Фундаментальным понятием феноменологии становится понятие итенциональности — направленности, нацеленности сознания на предмет. Предметы появляются в результате итенционального акта, совершаемого сознанием. Такой метод предполагает «вынесение за скобки» всего того, что можно исключить из процесса познания. Любой ученый так же наивен, как и «человек с улицы», но продукты интеллектуальной деятельности ученых — это «наивности более высокой степени, продукты теоретической техники».

Феноменология разительно отличается от классической философии Гегеля,

Маркса и др. Она подвергает ревизии научный оптимизм конца XIX— начала ХХ столетий.