Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

6.1. Философское понятие бытия

С древнейших времен люди замечали, что предметы, вещи окружающего нас мира существуют, а затем исчезают, и формируются новые предметы и вещи. Так постепенно формируется понятие бытия. Это понятие впервые применил древнегреческий философ Парменид. При анализе бытия возникает необходимость обращения к проблеме соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.

Парменид был уверен, что утверждение о существовании небытия ложно. Бытие абсолютно, небытие — нереально. Он был уверен, что бытие само по себе абстракция, мыслимое бытие, реально существует бытие реальных предметов. Существование предметов и вещей — преходяще, их бытие в пространстве и времени ограничено, а бытие как фундаментальный принцип объяснения мира — непреходяще. Оно не ограничено в пространстве и времени.

Парменид утверждал, что мышление и бытие совпадают, поскольку «мысль о предмете и предмет мысли».

Совершенно другая трактовка бытия и небытия формировалась в Древнем Китае и Древней Индии. В буддизме и даосизме именно небытие признается как всеобъемлющее и первичное. Небытие, будучи всем, само есть ничто, но порождает все вещи и свойства.

В древнеиндийском брахманизме видимая реальность считалась огромной иллюзией. Единственной подлинной реальностью считается небытие. Мыслители, как Древнего Востока, так и Европы выдвигают разные версии бытия. Так постепенно формируется онтология.