Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

10.1. Диалектика понятий «культура» и «цивилизация»

В обыденной повседневной жизни понятия «культура» и «цивилизация» обычно отождествляются. Однако полное отождествление этих понятий необоснованно, несмотря на их близкое родство. Понятия эти существенно различаются по содержанию.

Слово «культура» в переводе с латинского языка означает обработку, возделывание земли. В Древнем Риме этим термином обозначали определённый способ возделывания почвы, различные агротехнические приёмы. В современном русском языке слово культура имеет несколько значений. В наиболее узком смысле культура отождествляется с термином «этика» (т. е. нормами и правилами поведения человека). Культурным человеком в обыденной жизни именуют того, кто соблюдает общепринятые нормы поведения.

В более широком смысле под культурой подразумевается духовная культура в целом — наука, художественная литература, изобразительное искусство и т. д.

Культура изучается комплексом социально-гуманитарных дисциплин — философией, культурологией, этнографией и т. д. В зависимости от конкретной научной дисциплины формируются различные определения культуры.

В наиболее широком — философском смысле культура — это специфический способ человеческой деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей.

Термин «цивилизация» имеет также латинское происхождение и в буквальном смысле означает — гражданский. В научный оборот этот термин впервые ввели французские просветители (ХVIII век). Под цивилизацией понимается общество, основанное на началах разума и справедливости. В работах американского исследователя первобытного общества Л. Г. Моргана прогресс человеческого общества — это переход от дикости к варварству, а затем — к цивилизации.

Как отмечалось выше, понятия культура и цивилизация часто отождествляются. Однако в работах некоторых мыслителей они противопоставляются (И. Кант, Н. А. Бердяев, О. Шпенгер и др.). Так, О. Шпенгер в знаменитой работе Закат Европы утверждал, что цивилизация является «дряхлой» культурой. Любая культура по Шпенглеру развивается как самобытное явление, достигает пика своего развития, а затем «дряхлеет», т. е. становится цивилизацией. В свою очередь любая цивилизация развивается и существует приблизительно тысячу лет, а затем погибает, утверждал Шпенглер. Поскольку каждая национальная культура является неповторимым феноменом, то нет всемирной истории. По мнению О. Шпенглера всякая цивилизация носит локальный характер. Подобное учение именуется теорией локальных цивилизаций.

Выдающийся английский историк цивилизации А. Тойнби также придерживается теории локальных цивилизаций. Однако в отличие от О. Шпенглера, он не противопоставляет культуру цивилизации и, признавая специфику национальных культур, допускает существование общечеловеческих ценностей.

В последнее время становится очевидным, что некорректно ставить вопрос о том, что шире — культура или цивилизация. Различие между этими двумя понятиями не имеет пространственно-объемный характер. Культура —это процесс созидания, а цивилизация — это определенный уровень развития культуры в определенном регионе, в конкретную историческую эпоху. Мы говорим о цивилизациях Древней Руси, Древнего Египта, эпохах Средневековья, Возрождения и т. д.

Культура имеет сложную структуру и дифференцируется на основе различных критерий на множество элементов. Так, материальная и духовная культура выступают как два взаимосвязанных, взаимообусловленных видов культуры. Материальная культура — это орудия труда и другие материальные элементы общественной жизни. Важнейшими элементами духовной культуры являются наука, мораль, искусство, религия, философия и т. д. Диалектическая взаимосвязь материальной и духовной культурой очевидна.

Так, наука (элемент духовной культуры) является важнейшим детерминантом развития уровня производства материальных благ. В свою очередь развитие науки немыслимо без определенного уровня развития производства материальных благ. Достаточно ознакомиться с материалом социально-экономической, статистической литературы, чтобы убедиться — достижения в развитии материальной культуры обуславливают высокий уровень развития духовной культуры и наоборот.