Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

3.3. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

С середины XVII столетия начинается эпоха Нового времени. Условно началом Нового времени считается Английская буржуазная революция середины XVII века. К этому времени капиталистический уклад жизни побеждает в наиболее развитых странах Европы. Величайшим достижением капитализма является признание личной свободы человека независимо от его экономического положения.

В европейской философии человек впервые признается субъектом, творцом истории. Продолжается развитие прогрессивных идей эпохи Возрождения. Капитализм нуждался в дешевой, простой религии. Поэтому позиции протестантства укрепляются.

Однако капитализм нуждался особенно остро в развитии конкретных научных знаний. Мануфактура, где существовало разделение труда, но применялся исключительно ручной труд, изжила себя. Строятся заводы и фабрики, которые требуют машинизации процесса производства. Проблема новых открытий в науке становится актуальной общественной проблемой. Начинается бурное развитие механики, химии, географии, астрономии и т. д. Именно в XVII столетии происходит первая научная революция. Без преодоления старой схоластической философии и формулировки основных методов познания развитие науки было нереально. Исследование проблем достоверности научных знаний становится важнейшей задачей философии.

Выдающиеся философы XVII столетия Френсис Бэкон (1561 — 1626), Джон Локк (1632 — 1704), Томас Гоббс (1588 — 1679), Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716) и др.

Френсис Бэкон является связующим звеном философии эпохи Возрождения и Нового времени. В известной работе «Новый Органон» он показывает несостоятельность схоластической философии, которая базировалась не на научных аргументах, а на церковных авторитетах. Бекон подвергает резкой критике так называемые «Идолы» или «Призраки». Это, по мнению философа, стереотипы мышления, которые за истину принимают не подкрепленные экспериментом (опытом) утверждения авторитетов. Такими идолами Бэкон считает призраки рода, связанные с общечеловеческими особенностями восприятия, призраки пещеры — результаты индивидуальных особенностей мышления, призраки рынка, связанные с употреблением языка, не всегда точно определяющим реальности, и призраки театра, которые обусловлены признанием непререкаемых авторитетов. Без преодоления перечисленных призраков научное познание, по мнению Бэкона, не может быть успешным. Френсиса Бекона часто именуют основоположником новоевропейской науки. Он впервые пришел к выводу, что научными можно считать лишь такие знания, которые подтверждены опытом. Знания античности и средневековья называются донаучными, преднаучными, поскольку они носили умозрительный характер и не подтверждались опытом.

Философов ХVII столетия условно дифференцируют на эмпириков (сенсуалистов) и рационалистов.

Эмпирики Ф. Бэкон, Дж. Локк и др. утверждали, что человек познает мир с помощью органов чувств, а мышление (разум) не имеет существенного значения в процессе познания.

Рационалисты Б. Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц и др. доказывали, что источник знаний — изначально имеющийся у человека разум. Рационалисты признавали реальность врожденных идей. Эмпирики отрицали существование врожденных идей. Так, Ф. Бэкон утверждал социальный характер идей. Человек при рождении считал он, подобен чистому листу, и только социум, жизненный опыт формируют те или иные идеи в его сознании.

Большое значение в ХVII столетии приобрела проблема метода. Ф. Бэкон предлагал метод индукции, т. е. поэтапное движение от аксиом опытного знания к всеобщим аксиомам. Р. Декарт считал всеобщим методом научного знания дедукцию — движение знания от общего к единичному, т. е. выведение знания из некоторых исходных очевидных ясных аксиом.

Трудно переоценить значение достижений философии и науки ХVII столетия. Формируется качественно новый уровень научного познания и философского восприятия и объяснения мира.