Философия

Е.Б. Дудникова, А.Л. Крайнов, Н.В. Шалаева

8.3. Марксистская философия о диалектическом характере процесса познания

Наиболее радикальной из «пессимистических доктрин» является агностицизм (в переводе с древнегреческого — непознаваемый). Агностицизм в принципе не отрицает познавательную деятельность человека, но ограничивает его. Наиболее выдающимся представителем агностицизма является И. Кант. Он утверждал, что мы можем познавать явления (феномены) объектов, но явления не выражают сущности вещей в себе. Следовательно, сущность объекта никогда не доступна человеку, она доступна лишь Богу.

Дифференциация, разделение объектов познания на вещи в себе и явления ставит четкие границы возможностям познавательного процесса. Противоречивый характер кантовской гносеологии вызвал резкую критику еще при жизни Канта. Он утверждал непознаваемость вещей в себе и в то же время говорил, что эти вещи в себе аффинируют чувства. В данном случае можно констатировать явное противоречие, если через наши чувства у нас формируется определенное содержательное суждение о вещи в себе, то совершенно непознаваемым их нельзя признать.

С противоположных позиций критикует Канта Д. Юм (1711 −1776). Он не приемлет учение Канта о вещи в себе. Юм убежден, что мы можем познавать лишь содержание своего сознания, но не внешний мир. Мы ничего не можем говорить о внешнем мире. Само существование внешнего мира Юм ставит под вопрос. Действительность для этого философа — поток впечатлений, Юм пришел к абсолютному агностицизму — отрицанию познаваемости мира.

Однако большинство философов убеждено в способности человека к адекватному познанию мира, признавая при этом, что познание безгранично.

Наиболее оптимистическая теория познания разработана марксистской философией. Марксистская концепция представляет для нас особый интерес, поскольку долгое время в нашей стране она не только доминировала, но и являлась официальной. Человек способен познать любое явление, любой предмет. Однако познание безгранично, так как мир безграничен. Мир в целом и отдельные объекты вечно находятся в развитии, следовательно, знания, верные в одно время, со временем должны уточняться, углубляться.

Любое познание начинается с чувственного познания (познания с помощью наших органов чувств). Это первая ступень процесса познания. Чувственное познание имеет три формы: 1) ощущения (отражение отдельных признаков и свойств познаваемого объекта); 2) восприятия (комплекс ощущений, в результате чего предмет, объект отражается в целом); 3) представления. Ощущения и восприятия формируются в процессе непосредственного сиюминутного отражения объектов. Представления формируются на основе прошлых ощущений и без непосредственного сиюминутного отражения познаваемых объектов.

С другой стороны, наши органы чувств более чем ограничены. Наше зрение, слух, обоняние и т. д. значительно уступают органам чувств многих животных. Однако наших органов чувств вполне достаточно, чтобы познать любое явление, предмет окружающего нас мира. На помощь нашим органам приходит наш разум, наше мышление. Познание с помощью мышления является второй ступенью процесса познания и именуется рационально — логическим познанием. Оно также имеет три формы: 1) понятия (определенная мысль); 2) суждения; 3) умозаключения.

Схематично процесс познания можно изобразить следующим образом.

ПОЗНАНИЕ

Чувственное Рационально — логическое

1. Ощущения 1. Понятия

2. Восприятия 2. Суждения

3. Представления 3. Умозаключения

В реальности мы познаем одновременно и чувственно, и рационально — логически. В этой связи нельзя согласиться с учением сенсуализма (эмпиризма), утверждающего, что мы познаем мир исключительно с помощью органов чувств, а наше мышление не имеет существенного значения (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Нельзя согласиться и с учением рационализма, утверждающего, что мы познаем мир исключительно с помощью разума, мышления, а органы чувств вводят нас в заблуждение (Б. Спиноза и др.).