Логика

И.И. Веревичев

1.2. Краткий экскурс в историю логики

Логика — раздел философского знания, изучающий особенности человеческого мышления. Изучение некоторых проблем логики началось еще в античную эпоху (V-IV вв. до н. э.). Основоположником логики считается великий древнегреческий мыслитель Аристотель, который обосновал теорию силлогизмов, раскрыл сущность доказательства, дефиниции и деления, сформулировал основные законы логики. Аристотель полагал, что выраженная в законах и правилах логики связь мыслей отражает реальные связи, существующие между вещами в мире, и может быть понята посредством только дедуктивного метода рассуждений. Аристотелевское учение о силлогизме заложило основу логики предикатов — важнейшего направления формальной логики. В античную эпоху зародилось и другое направление логики — логика высказываний.

В средние века логика называлась диалектикой. Средневековая логика была пронизана духом схоластики и предназначалась для обоснования религиозных христианских догм (в настоящее время иногда схоластикой называют теории и учения, оторванные от реальности). Наибольший резонанс приобретает так называемый спор о природе «универсалий» — общих понятий.

В эпоху Возрождения логика переживает кризис: ее воспринимают как систему «искусственного мышления», которому противопоставляется более «естественное мышление», базирующееся на интуиции и воображении.

Выдающийся мыслитель Нового времени (XVII в.) Ф. Бэкон разрабатывает основы индуктивного метода познания, сориентированного на обобщение результатов, полученных опытным путем. Большой вклад в развитие и систематизацию индуктивных научных методов вносит английский ученый Д. С. Милль. Великий французский философ Р. Декарт и его последователи А. Арно и П. Николь пытались объединить дедуктивные и индуктивные методы рассуждений в более стройную и целостную систему. Немецкий математик и философ Г. Лейбниц закладывает основы математической (символической) логики. Он стремится изобрести универсальный символический язык, с помощью которого, по его мнению, можно было бы рационализировать любую эмпирическую науку. Главная идея Лейбница — идея формализации доказательства, т. е. сведения его к преобразованию одних последовательностей знаков в другие последовательности.

В конце ХVII века И. Кант привносит элементы диалектического мышления в логику. Несколько позже его соотечественник Г. Гегель пытается полностью переосмыслить всю природу человеческого мышления и в своем знаменитом труде «Наука логики» отвергает принципы логического мышления, основанные на законе тождества и законе непротиворечия. Он разрабатывает новую систему диалектической логики, пытаясь с ее помощью устранить существующие противоречия между логическими теориями и действительной практикой мышления. Однако такое противопоставление диалектической логики логике формальной негативно отразилось на последующем развитии научного знания.

Во второй половине ХIХ века большое внимание математической логике уделяют Д. Буль, Г. Фреге, Ч. Пирс, Б. Рассел, А. Уайтхед и другие. Г. Фреге и Б. Рассел пытались обосновать идею закономерности сведения математики к логике. По мнению Рассела, чистая математика есть совокупность формальных выводов, независимо от какого бы то ни было содержания, т. е. есть класс высказываний, которые выражены исключительно в терминах переменных и только логических констант. Однако различий между логикой и математическим знанием оказалось больше, чем признаков сходства. Поэтому логику по-прежнему рассматривают как особый раздел философского знания, изучающий специфику законов, форм и способов рационального мышления. Современная логика представляет собой обширный комплекс знания, сочетающего в себе идеи и методы из формальной, символической, диалектической, модальной и многих других областей логики.